Закрыть

Общество

Приговор скинхедам: кому этап, кому — условно

 

Летом 2007 года представители левых молодежных движений и экологического движения «Хранители радуги» разбили палаточный лагерь на Еловском водохранилище неподалеку от Ангарска. Своей акцией молодые люди хотели привлечь внимание к проблеме создания Международного центра по обогащению урана на базе Ангарского электролизного химического комбината.

Ночью в лагерь ворвались неизвестные, вооруженные бейсбольными битами, железными прутьями и ножами. Они избили находившихся там молодых людей, разгромили палатки, и скрылись, прихватив часть вещей. Несколько пострадавших были доставлены в ближайшие больницы, одного из них, участника антифашистского движения Илью Бородаенко, врачам спасти не удалось. Всего в лагере находился 21 человек.

Версий произошедшего было множество – от конфликта на почве личных взаимоотношений до идеологических разногласий. В результате следственных действий было доказано, что нападавшие хотели отомстить активистам антифашистского движения за прежние столкновения.

Это была одна из самых масштабных акций неонацистов в России за последние годы. Но как утверждают сами потерпевшие, «ангарское дело» стало беспрецедентным еще и потому, что нигде больше так отчетливо не просматривалась связь правоохранительных органов и ультраправых. «Мне до сих пор не верится, как милиция могла пропустить 20 человек с арматурой и травматическими пистолетами, съезжавшихся из трех городов, а потом переходящих федеральную трассу в сторону лагеря», – цитирует «Газета.Ru» организатора эколагеря Игорь Огородников.

«Мне кажется, что беспрецедентность этого дела как раз в том, что в нем есть множество косвенных свидетельств, что молодых и глупых парней силовики сознательно спровоцировали на нападение. Тут не просто вылазка правых, тут именно все похоже на какую-то разводку», – соглашается глава правозащитной организации «Агора», представлявшей интересы потерпевших, Павел Чиков.

По данным ангарской прокуратуры, накануне нападения в лагерь под видом местного жителя был направлен один из неонацистов, который на месте изучил расположение палаток. Он же составил подробный план лагеря, на котором отметил место, где находится палатка Бородаенко.

Тогда милиция задержала всех участников нападения, среди которых были и несовершеннолетние. Однако довольно скоро все подозреваемые оказались дома. Громкое дело было рассмотрено лишь с четвертой попытки. Ранее его возвращали по кассационным жалобам.

Но несмотря на все эти препоны, суд в деле разобрался: все подозреваемые признаны виновными по статье «Хулиганство, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия группой лиц по предварительному сговору».

В отношении шестерых участников банды параллельно было возбуждено уголовное дело по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц из хулиганских побуждений и повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Еще двоим в вину вменяется грабеж и умышленное уничтожение или повреждение имущества. Четверо участников банды получили от 8 лет до 8 лет 10 месяцев заключения в колониях. Остальные – от двух с половиной до почти четырех лет.

Защита осужденных Алексея Пушмина, Степана Черных, Сергея Стрекаловского и Ростислава Ушакова, получивших реальные сроки, намерена обжаловать приговор после получения его текста.

Один из нападавших, получивших условный срок, уже сидит. Он приговорен к 18 годам колонии строгого режима по схожему делу. Евгений Панов, более известный в Иркутске как «Бумер», организовал свою группировку. Их «дела» наводили ужас на город, они били всех, кто подворачивался под руку: и бурятов, и кавказцев, и велосипедистов, и скейтбордеров. Чувствовали свою полную безнаказанность. А «боевое крещение» Панов получил именно под Ангарском.

Суды продолжаются, неонацистов — не меньше

Все чаще банды бритоголовых парней оказываются в зале суда, заседания по делам о разжигании расовой ненависти проходят едва ли не каждый месяц. Приговоры с каждым разом становятся все более строгими, но, к сожалению, и сторонников радикального движения не становится меньше.

Мы попросили прокомментировать вынесенный приговор директора Московского бюро по правам человека Александра Брода: «Приговор этот оправданный, так как было совершено жестокое нападение, есть и погибший и раненые. Однако я считаю, что в ходе рассмотрения дела из него была полностью исключена идеологическая составляющая. Такие приговоры совершенно не способствуют тому, чтобы обвиняемые осознавали свою вину, — рассказал правозащитник. — Несмотря на наказание в виде тюремного заключения скинхеды уверены в своей правоте. Они возвращаются и продолжают вести себя также. Недавно на свободу вышел «Шульц» (Дмитрий Бобров, организатор питерской группировки «Шульц-88», был осужден на 6 лет лишения свободы – WordYou), он вновь набрал молодых людей и тренирует их».

 

Хроника WordYou

За неделю до оглашения приговора банде скинхедов в Ангарске, аналогичное дело рассматривалось в томском суде. Семеро несовершеннолетних жителей города в 2010 году организовали банду и договорились о преследовании неславян. Для этих целей подростки вооружились кусками арматуры и металлических труб, пневматическим пистолетом, бейсбольной битой. Самым шокирующим преступлением банды стало нападение на выходца из стран Азии. Заманив его в гаражный массив, они избили молодого человека. Вернувшись спустя некоторое время, скинхед обнаружил, что молодой человек еще жив. Подросток решил добить мигранта. В конце он отрезал ему ухо «розочкой» от бутылки. От полученных травм молодой человек скончался на месте. По решению суда всем участникам группировки было назначено наказание от условного до 9,5 лет в колонии общего режима.
***
В июне этого года в Екатеринбурге состоялся суд над бандой скинхедов «Фольксштурм». Девятерых жителей уральской столицы в возрасте от 20 до 22 лет суд признал виновными в убийствах и разбое, а также организации экстремистского сообщества. Помимо убийств участники банды устраивали так называемые «акции ненависти» против выходцев с Кавказа и Средней Азии. Однако платить по заслугам пришлось лишь четырем участникам сообщества, которые получили от 6,5 до 13 лет лишения свободы в колонии строго режима. В отношении остальных уголовное дело было прекращено в связи с истечением срока давности.
***
В октябре прошлого года на скамье подсудимых оказались москвич Василий Кривец и житель Волгодонска Дмитрий Уфимцев. Они были признаны виновными в совершении убийств на почве расовой ненависти. Кривец, совершивший 15 убийств, получил пожизненно в колонии особого режима, а Уфимцев, принимавший участие в 5 нападениях, будет отбывать наказание в колонии строго режима в течение 22 лет. Скинхеды обычно поджидали своих жертв — выходцев из России и бывших союзных республик около выхода из метро. Оружием служили молотки, ножи, арматура, камни.
***
Петербуржец Алексей Воеводин, организовавший банду скинхедов, был признан судом исключительно опасным для общества и приговорен к пожизненному заключению. Такой же срок получил и его подельник. Остальные члены группировки, орудовавшей в северной столице в течение 3 лет, были приговорены к срокам от условного до 18 лет лишения свободы. Банда Воеводина-Боровикова не жалела ни своих, ни чужих: среди их жертв этнограф и правозащитник Николай Гиренко, гражданин КНДР Ким Хен Ика, выходец из Африки Самба Лампсара, а также два члена банды, Ростислав Гофман и Алексей Головченко, которых главари заподозрили в предательстве.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях