В то же самое время на Западе демократическая система переживает один из глубочайших за всю свою историю кризисов. Вопреки идеализированным, теоретическим принципам демократии, граждане западных стран все чаще испытывают такое чувство, что о них просто забыли, что с их мнением никто не считается. Режимы Бен Али, Мубарака и Каддафи пали, когда их народы потребовали свободы. А восемь европейских лидеров (этот список далеко не полный), ответственных за экономический спад, которым следовало бы подать в отставку, упорно продолжают управлять всем политическим аппаратом. Политическая система, известная как демократия, оказалась вовсе не прозрачной и не свободной, когда и государство, и граждане глубоко увязли в долгах. Кто принимает решения сегодня? Кому принадлежит власть?
Когда премьер-министр Греции Георгиос Папандреу решил поиграть в политику, призвав к проведению референдума, его подвергли критике и в конце концов вынудили уйти: сейчас не время советоваться с народом, сказали ему, потому что их свобода выбора может привести к нашему общему коллапсу… Доминирующие экономические силы и организации, а также рейтинговые агентства навязывают свою логику: сейчас не самое подходящее время, чтобы обращаться к людям. СМИ плетутся за ними в хвосте: им кажется вполне естественным и логичным, что избранных президентов и министров сгоняют с должности, даже не поинтересовавшись мнением народа. Как будто во время кризиса демократические процедуры не действуют, и граждане становятся просто зрителями.
В демократии – суть арабского пробуждения
От мусульманских стран требуют пересмотреть отношения между государством и религиозной властью. Ислам не должен навязывать свои истины и догмы демократическому, избранному государству. Это последнее должно быть свободным, должно выражать волю большинства. Теократические режимы опасны, поскольку они не защищают ни равенство граждан перед законом, ни их право самим определять свое будущее. Вот уж, поистине, ценные советы! Мусульманские страны должны всеми силами избавляться от своих светских или религиозных диктатур. Призывать к демократизации не только правомочно — это, похоже, единственный путь вперед: в этом суть арабского пробуждения, его цель и надежда.
И все же, нужно задать себе весьма насущный вопрос: какую модель выбрать, куда она нас приведет? Следует ли арабским странам идти по стопам Запада? Стоит ли копировать западную модель? Где та свобода и прозрачность, о которой говорят демократы? Куда ни глянь, всюду недовольство: люди чувствуют, что теряют свои права, пользуются меньшей свободой, что их постепенно оттесняют на обочину жизни.
В Соединенных Штатах по-прежнему углубляющийся экономический кризис обнажил беспомощное положение граждан. Миллионы без работы и по уши в долгах. Их просят голосовать за кандидатов, которые тратят миллиарды долларов на избирательные кампании, а между выборами о них просто забывают.
Некоторые граждане постарались, чтобы их голос был услышан на Уолл-стрит: реальная власть находится не в Белом доме, а именно на этой улице, где сосредоточены основные экономические игроки, силы и организации, для которых не писаны демократические правила. В их руках экономический контроль и крупные финансы, деньги и СМИ: демократии здесь нет места. В протестах приняло участие несколько тысяч возмущенных граждан, выразивших общую озабоченность: куда катятся западные демократии?
В Европе царят такие же настроения. Может, у нас религия и не оказывает влияния на государство, но транснациональные корпорации, экономические институты, банки, средства массовой информации и хорошо организованные лобби подрывает саму суть демократической системы (которая должна быть основана на прозрачности и власти большинства). Мы говорим об отделении религиозной власти от государственной, но кто защитит государство от тех экономических, финансовых и информационных властей, которые навязывают ему свои антидемократические решения и свою политику?
Так что идеализированная модель демократии – это, конечно, хорошо, однако реальность такова, что западные демократии разваливаются на глазах, люди теряют свои права и привилегии. Пора уже гражданам проснуться и потребовать прозрачности, уважения и последовательности.
Арабский мир нуждается в политической креативности; но Запад, погрязший в кризисе, не может служить для него моделью. Настало время поиска новых путей, новых горизонтов. Глобализованный мир подрывает стремление наций к демократизации. Тунис, Египет, Ливия, и даже США, Греция, Италия, Франция или Германия не могут достичь «демократии» сами по себе.
И все же национализм стал бы только новой ловушкой, ведь антидемократические силы не дремлют в тех странах, где граждане не имеют никакого статуса и утратили все права. Демократы и свободные граждане должны научиться видеть дальше собственных границ: это трудная и ответственная задача, которая потребует создания транснациональных общественных движений. Иного выбора нет. Вместе со свободой приходят определенные ограничения: похоже на парадокс, но такова историческая правда.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqhamadan.com