Праздники и приметы
Какой церковный праздник сегодня в России 28 сентября 2023 года
- Ольга Высокая
- Тема: праздник
В четверг, 28 сентября 2023 года, отмечается два церковных праздника. Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — Продолжение праздника Воздвижение Креста Господня. В этот день в храмах проходит богослужение, читаются молитвы.
Великомученика Никиты Готфского — Церковь празднует память святого Никиты, пострадавшего за веру в Христа в 372 году.
Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Продолжение праздника Воздвижение Креста Господня. В этот день в храмах проходит богослужение, читаются молитвы.
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.
Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).
Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).
В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.
С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.
О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, то есть до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при Святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.
Великомученика Никиты Готфского
В пятницу, 28 сентября, почитают великомученика Никиту Готфского, праздник называют «Никита Гусятник» или «Никита-репорез». Истоки праздника уходят в далекое 4-е столетие. Тогда в народе племен восточных германцев (готов) разразилась междоусобная борьба на почве веры, поскольку все больше людей принимали христианство, чем были возмущены язычники.
В числе уверовавших в Христа был и святой великомученик Никита Готфский, который открывал людям веру в Спасителя. Многих язычников он привлек к христианству, пока не был схвачен гонителями и преследователями христиан. Его подвергли жутким пыткам и сожгли заживо. Когда его друг в ночной тьме принялся искать святого, чтобы захоронить, он обнаружил, что тело погибшего, от которого исходил чудесный свет, не повреждено огнем. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны в Сербии.
В народе считается, что святой Никита является покровителем гусей. Поэтому в этот день следили за улетающими в теплые края гусями, по которым часто предсказывали погоду. Например, если гуси летят низко, то это к снегу, а если часто садятся на землю, то предвещали сухую и теплую осень. Кроме того, на праздник забивали птицу – кто на продажу, а кто к вечернему столу. По традиции день Никиты Гусятника заканчивали гуляниями с праздничным ужином, на котором присутствовали блюда из гуся.