Обращение, прозвучавшее в ходе празднования Навруза, стало результатом долгого переговорного процесса с турецкими властями. Настанет ли теперь эпоха мира в турецком Курдистане, и какие уроки из этого можно извлечь на постсоветском пространстве?
Мир ценой трансформации государства
30-летний конфликт в турецком Курдистане унес жизни более 40 тысяч человек. Ранее несколько попыток объявить перемирие закончились провалом.
Данный релиз подготовлен и уточнен в 2014 году питерским копировальным центром, в сети Копицентр вы найдете лучшие ценовые предложения на услуги копира и быстрое обслуживание!
Ситуация начала меняться с приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Если правившие долгие годы страной кемалисты были непреклонны в курдском вопросе, отрицая идею диалога и требования курдов в принципе, то «умеренные исламисты» с их неосманским курсом или, как они сами себя называют, консервативные демократы всегда иначе смотрели на проблему.
Кемалисты, руководствующиеся идеей «одна нация, один язык, одна культура», выдвинутой еще в 30-е годы, отрицают курдскую самобытность, называя их «горными турками». В соответствии с такой политикой в Турции долгие годы были запрещены курдский язык и культура в публичном пространстве, прежде всего, в сфере образования. Это и привело к многолетней партизанской войне.
Партии справедливости и развития национал-секуляристский радикализм кемалистов не присущ. Партия считает, что турки и курды, два мусульманских народа, могут вполне сосуществовать в рамках одного государства, и ничего не будет страшного, если удовлетворить справедливое требование последних на национально-культурную автономию, признать их право на этническую идентичность, традиции и язык. Таким образом, чтобы прийти к миру в Турции потребовалось трансформировать политический режим.
Но есть и прагматический момент. Эрдоган вынужден сесть за стол переговоров с РПК для прекращения насилия, так как уже в следующем году ему предстоит участвовать в президентских выборах, и он должен иметь на руках какие-то козыри. Даже временное решение курдского вопроса может поднять рейтинг премьера до небес, поскольку от войны устали все.
Правительство Эрдогана уже пошло навстречу курдам, которые составляют порядка 20% от 75-миллионного населения Турции. За последние десять лет были серьезно расширены их культурные и языковые права, но курдские депутаты, которые сейчас заседают в парламенте, требуют еще более глубоких изменений вплоть до введения территориальной автономии. Лозунг полной независимости РПК сняла.
Призыв Апо
Сам Апо (Дядя), как называют курды Оджалана, в своих книгах, написанных за решеткой, отказался от идеи не только независимости, но даже территориальной автономии. Сегодня он проповедует причудливую смесь национализма, марксизма и анархизма. Правда, несмотря на отрицательное отношение к государству как таковому, он считает для курдов важным сегодня быть лояльными гражданами единой Турции, если их национально-культурные особенности будут защищены.
По мнению экспертов, призыв Оджалана беспрецедентен, ведь еще несколько лет назад никто не мог представить, что правительство Турции когда-либо сядет за стол переговоров с организацией, которую признали террористической в Турции, Европе и за океаном. Успех диалога был обеспечен тем, что его через доверенных лиц вели две ключевые фигуры – Эрдоган и Оджалан.
Достигнута договоренность, что весной, переждав холода, вооруженные группировки РПК отступят на территорию северного Ирака.
Призыв лидера сложить оружие должен положить конец бесконечной череде терактов, которые сотрясают Турцию уже три десятилетия и тормозят процесс решения курдского вопроса демократическим путем. Надежды правительства на то, что боевые формирования повинуются приказу Оджалана, подкрепляются тем фактом, что его ноябрьский призыв окончить 68-дневную голодовку курдских заключенных был услышан протестующими.
«Мы достигли того момента, когда винтовки должны замолчать, а идеи и политика обрести голос. Начинается новый этап нашей борьбы, — говорилось в обращении курдского лидера. — Однако это не конец, а только начало».
На фоне изменения позиции Оджалана, правительство Турции не опровергало сообщений о том, что Апо могут перевести из тюрьмы под домашний арест. Он приговорен к смертной казни, впоследствии замененной пожизненным заключением, за государственную измену.
«Перестанет литься кровь турецкого и курдского народов. Складывайте оружие и покидайте пределы страны. Мы совершаем переход от вооруженной борьбы к борьбе демократической»,- объявил глава курдских сепаратистов под аплодисменты толпы, собравшейся в Диярбакыре.
Уроки на постсоветском пространстве
Если в Турции в первое десятилетие XXI века отошли от перегибов кемализма, доставшихся стране еще от эпохи Второй Мировой, когда весь мир был болен радикальным национализмом и крайним, — вплоть до воинствующего безбожия, — секуляризмом, то в некоторых государствах, возникших на постсоветском пространстве, совсем наоборот. Там продолжают говорить о близости к Турции и необходимости брать с нее пример, но упорно игнорируют модернизацию турецкой политики с ее серьезными успехами.
Складывается впечатление, что в Баку, Ташкенте, Душанбе и так далее заимствуют лишь те примеры у Турции, которые кажутся сиюминутно выгодными, но абсолютно бесперспективны уже в недалеком будущем. Речь не только о дискриминации меньшинств, но и о превратно понятом секуляризме, чем грешат элиты бывшего СССР.
Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист