Три месяца назад никто не верил, что несколько десятков местных исламистов, присягнувших на верность запрещенной в РФ организации «Исламское государство» (ИГИЛ), сумеют захватить филиппинский город с населением около 250 000 человек.
Телеканал NBC News направил свою съемочную группу, которая провела три дня на Филиппинах в освобожденных кварталах осажденного города Марави. Журналисты стали свидетелем сцен, напоминающих осаду Алеппо в Сирии и Мосула в Ираке.
Филиппинские власти были убеждены в том, что они смогут вернуть контроль над городом за несколько недель, когда 23 мая боевики вошли в населенный пункт. Правительство объявило военное положение во всей провинции Минданао, стремясь выбить террористов. В операции по их ликвидации задействовано около 3 000 военнослужащих, которые при поддержке ежедневных бомбардировок и артобстрелов ведут бои за Марави.
«Фактически, боевики ИГИЛ окружены, но теперь битва ведется за каждый дом. Битва за Марави почти закончилась, но более широкая война с террором вступила в новую фазу», — сказал подполковник Кристофер Тампус, командир 1-го пехотного батальона филиппинской армии.
Он отметил, что военнослужащие армии Филиппин хорошо подготовлены для ведения борьбы в джунглях, но не в городских условиях. По его словам, наибольшую опасность представляют снайперы террористов, которые стреляют очень метко.
По данным филиппинской армии, с момент начала штурма Марави погибли 122 солдата и 528 боевиков.
Один из бывших боевиков, согласившийся дать интервью NBC News, рассказал, что знает более 100 бойцов, которые в настоящее время находятся в Марави. Он сказал, что они прошли подготовку в течение двух лет на Ближнем Востоке, где их обучали тактике городской войны. Минимум 12 из них являются подготовленными пиротехниками. Курсы по изготовлению самодельных взрывных устройств они прошли в Саудовской Аравии.
После освобождения Марави настоящая опасность заключается в том, что ИГИЛ может попытаться использовать Филиппины в качестве плацдарма в Юго-Восточной Азии. Поскольку исламисты теряют почву в Ираке и Сирии, они начали искать другие страны, где можно прочно закрепиться и начать все с начала.
Филиппины выбраны не случайно. Они граничат с Индонезией, куда боевики и раньше свободно проникали. А во всей Юго-Восточной Азии больше мусульман, чем на всем Ближнем Востоке. Учитывая высокий уровень нищеты и безработицы среди молодежи, это идеальная среда для распространения экстремистской идеологии.