Закрыть

История

Будущее самолетостроения: в Россия построят уникальный магистральный самолет на электротяге

 

Самолёт на гибридно-электрической силовой тяге могут разработать в России уже в ближайшие годы. Об этом в рамках Международного авиационно-космического салона (МАКС) заявил глава НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов.

Российский электросамолет станет не только бесшумным и экологически безопасным, но и самым большим в мире в своем классе. Проект, разрабатываемый Национальным исследовательским центром «Институт имени Н.Е. Жуковского», предполагает строительство 19-местного мини-лайнера. В то время как все зарубежные самолеты на электричестве рассчитаны максимум на одного-двух пилотов.

Это стало возможным благодаря уникальным высокотемпературным проводникам, которые производят в Москве. Новая технология позволяет производить мощные легкие двигатели. Или, как говорит гендиректор Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Михаил Гордин, «масштабируемые». Хотя обычно при увеличении мощности электродвигателя сразу же возрастает его масса, и самолет просто не может подняться в небо. Теперь эта проблема может быть решена.

 «Электрический двигатель основан на эффекте высокотемпературной сверхпроводимости. В основе -жидкий азот и специальный проводник, который при температуре минус 196 градусов обладает эффектом нулевого сопротивления, — рассказал «Утру» Гордин. — Как результат, высокий коэффициент полезного действия и совершенно другие возможности».

По словам директора института, пока сформирован проект, в рамках которого создается демонстратор этой технологии мощностью 500 кВт, или 680 лошадиных сил. Он и будет испытываться на летающих лабораториях.

«Чтобы поднять в воздух 19-местный самолет, нужно четыре таких двигателя, примерно 2 мегаватта, — продолжает Гордин, — но благодаря демонстратору мы сможем подстроиться под летные требования, проверить «весовую эффективность», как работают все системы».

По словам разработчиков, через три года должно прийти четкое понимание, как конструировать двигатель. А на следующем этапе уже непосредственно будет создаваться электросамолет.

При этом он будет существенно отличаться от западных разработок. Так, в 2014 г. компания Airbus на авиасалоне Ле Бурже представила электрический двухместный E-FAN. Но его мощность всего 80 л.с., да и размерами он с небольшой автомобиль. Впрочем, как и швейцарский Solar Impulse на электродвигателях с солнечными батареями, который в 2015 г. попытался облететь Земной шар. По словам Гордина, сравнивать эти проекты с российской разработкой не совсем корректно.

«Эти самолеты на обычных двигателях и аккумуляторах. Если мы увеличим их мощность, то они станут низкоэффективными по массе. А с применением нашей технологии этого не произойдет», — считает Гордин.

Но пока самолет еще не создан. Его судьба будет решаться через три года. Если разработчику удастся доказать эффективность сверхпроводников в авиастроении, а не только в электроэнергетике, проект будет развиваться дальше. Направление очень перспективное, электродвигатели уже активно применяются в автомобилестроении. По прогнозным оценкам, к 2050 г. может быть построен первый электрический авиалайнер на 150-180 пассажиров. А в дальнейшем электросамолеты могут заменить реактивные. По крайней мере, пассажирские.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях