Закрыть

Колонки

Иерусалим гитарой не возьмешь. А футболом?

 

В конце января разразился скандал, связанный с переходом в израильский клуб «Бейтар» двух игроков Терека, Заура Садаева и Джабраила Кадаева. Собственно, скандальным стал не сам переход, который вполне мог остаться незамеченным, поскольку и футболисты эти не Бог весть какие Бекхемы,  и клуб, в который они перешли, далеко не Реал Мадрид. Да и сама сделка, произошедшая вскоре после визита израильской делегации в Грозный и товарищеского матча между «Тереком» и «Бейтаром», вполне была объяснимой. Контакты,  контракты, политика. Ничего личного.

Хотя логичнее было бы ожидать, по крайней мере, удивления как раз со стороны мусульман такого рода сделкой — почему-то именно с наиболее одиозным еврейским клубом, буря пришла оттуда, откуда ее не ждали. Во время матча между «Бейтаром» и тель-авивской командой «Бней Егуда», радикальные  молодчики–фанаты «Бейтара» развернули транспаранты с оскорблениями и угрозами в адрес гостей из Грозного. Возмущенные наличием в «чистой» иудейской команде  спортсменов-мусульман, болельщики «Бейтара» собрались за оградительным забором стадиона, выкрикивая проклятия в адрес как чеченцев, так и владельца клуба Аркадия Гайдамака.

Вскоре после этого в одиозном еврейском издании zman.com вышло интервью одного из чеченских футболистов, Заура Садаева, в котором есть слова, для всякого считающего себя мусульманином человека  абсолютно неприемлемые.

«С сегодняшнего дня «Бейтар» это мой и Джабраила клуб. Символ «Бейтара» — это наш символ. Моя религия – футбол. На футбольном фоле я не араб и не мусульманин, я – футболист. Буду счастлив обняться с болельщиками после первого забитого мною гола», — якобы сказал 23-летний футболист, добавив для пущей убедительности, что чеченцы очень любят евреев.

Сказал иль не сказал? Вот в чем вопрос

Последовавшую вслед за публикацией этого интервью реакцию можно было легко предугадать. На многочисленных интернет-форумах и сайтах защитники Садаева схлестнулись с его обвинителями. Первые утверждали, что Заур никак не мог такого сказать, что журналисты все переврали, а сам Садаев – прилежный мусульманин, не пропускающий ни одной молитвы. Критики же обвиняли его в том, что, будучи правоверным мусульманином, он не только согласился играть в команде оголтелых сионистов, но и сделал заявления, чуть ли не выводящие его из ислама. Интенсивные баталии на тему «говорил – не говорил» продолжаются и по сей день. Причем, каждая из сторон сыплет аргументами. Кто-то демонстрирует скрин-шоты переписки через скайп с братом футболиста, который категорически отрицает садаевское авторство скандальной цитаты, утверждая, что чеченские спорстмены вообще не давали интервью ни одному изданию. Кто-то требует от футболиста публично отказаться от этих слов, официально выступив с заявлением.

На сайте грозненского Терека отмечено, что чеченские игроки попали в Иерусалим на правах аренды до конца мая, и что интервью в израильском издании – это (орфография автора сохранена) «фантазии какого-то непонятного журналиста, который приписывает бред к нашему футболисту. Они и не такое могут написать. В любом случае — собаки лают — наш караван идет».

Что за клуб такой «Бейтар»?

Похоже, что Садаев приписываемых ему слов не говорил. Как-то сложно себе представить, что человек, склоняющий голову в молитве, может произнести слова «я не мусульманин» в каком бы то ни  было контексте. Такое невозможно по определению.

Но вне зависимости от  того, давал чеченский футболист это интервью или оно и в самом деле от начала до конца – плод «фантазии какого-то непонятного журналиста», удивление вызывает выбор для налаживания дружеских связей, а также последующей аренды игроков — мусульман почему-то именно этого ультраортодоксального клуба с его ультраортодоксальными болельщиками. С его историей, полной ненависти ко всему мусульманскому, и с его названием, прямо отсылающим к основателю одноименной сионисткой организации.

Создается ощущение, что власти Чечни, строящие мечети даже в Израиле, не вполне понимали, с кем имели дело, когда приглашали в Грозный именно этот клуб. И это оплошность именно советников и помощников руководства республики, учитывая, что глава Чечни не может и не обязан знать всю подноготную какого-то второсортного израильского клуба.

Бейтар – это ивритская аббревиатура, которая расшифровывается как «Союз  Иосефа Трумпельдора», то есть человека, который был организатором отрядов еврейских боевиков в поселениях на территории Палестины. Многие игроки этого клуба с начала его основания состояли в националистических сионистких организациях, ставивших своей целью любым путем укрепиться на оккупированных палестинских землях. Чего стоит один лишь гимн этой организации!

Пoмни, eврeй,
Tы цaрь, ты пoтoмoк цaрeй!
И выбeри:
Смeрть иль пoбeдный удaр —
Йoдeфeт, Maссaдa, Бeйтaр.

Остается только надеяться, что чеченскам игрокам не придется  исполнять этот гимн восторженного сионизма.

Небольшой город Бейтар, вернее, незаконное еврейское поселение на Западном берегу, населен преимещественно ультрарелигиозными  ордотоксами. Весь мир признает землю, на котором стоит Бейтар, оккупированной Израилем, и, казалось бы, уже одного этого должно было бы хватить мусульманам для того, чтобы, как минимум, не связываться с людьми, выступающими под этим «брендом».

Но спорт в наши дни намного больше, чем спорт. Это, в первую очередь, политика и бизнес.

Спорт вне политики? Да какое там!

«Спорт вне политики» — это еще один аргумент, которым жонглируют защитники позиций двух чеченских игроков, играющих за израильский клуб.

В древние времена во время Олимпийских игр войны приостанавливались. Кровопролитие во время спортивных состязаний в Элладе считалось кощунством.  Но потом на смену олимпийским принципам Древней Греции пришли римские бои с их профессиональными борцами-гладиаторами, на которых делались огромные ставки и зарабатывались бешеные деньги. С тех пор мало что изменилось.

В сегодняшнем спорте политика и бизнес сплочены в неразрывном союзе.

Когда звучат высокие слова о том, что спортсмены защищают честь родной страны, — что это, если не политика чистой воды? А когда игрокам даже каких-нибудь третьесортных спортивных (в первую очередь футбольных) клубов платят зарплаты и гонорары, которых простым смертным и за всю жизнь не заработать, а цена на игроков мирового масштаба исчисляется в десятках миллионов у.е. — разве это не бизнес чистой воды?

Когда в 70-х в борьбе за шахматную корону схлестнулись Карпов и Корчной, и вся информационная и пропагандистская машина одной пятой суши обрушилась на «отщепенца и предателя», а Карпов находился в роли представителя «лучшей части советской молодежи», — разве это не было политикой? И опять же, когда спортсменам, добившимся каких-либо мало-мальских успехов на международных соревнованиях, щедро раздаются квартиры, машины этцетера, в то время, как они всего лишь выполнили свою работу, за которую, кстати, получают зарплату, — разве это не бизнес?

Очевидно, что неожиданное появление в иерусалимском клубе чеченских футболистов также больше связано с политикой и бизнесом, чем со спортом. Жаль только, что заложниками этого странного мезальянса между Иерусалимом и Грозным стали двое талантливых игроков. Условия аренды футболистов, по правилам, определяются клубами, а не игроками, которые, судя по всему, просто не могли отказаться от временного переезда в Израиль.

Или все-таки могли? У чеченцев есть поговорка: даже у птицы в клетке есть право выбора — она может молчать.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях