Неожиданная позиция жителей дала повод выдвинуть версию о том, что уровень ксенофобии в обществе явно преувеличен. В ином случае, полагают некоторые обозреватели, невозможно было бы мобилизовать общественное мнение в защиту «понаехавшего», бросившего черенок лопаты в подростка.
Я бы не стал отрицать значение общественного мнения в этом инциденте, но полагаю, что речь идет не столько о ксенофобии, сколько о нормальном чувстве справедливости.
Жители же видели, как мальчишки часто дразнили дворника, а в тот злополучный день еще и сломали его лопату. И в сердцах Хуррамов швырнул обломки черенка в толпу и «повредил челюсть Артему Хотееву». Кроме того, они знали дворника, как человека доброжелательного и трудолюбивого. Иначе говоря, люди просто сказали правду. Не стали лжесвидетельствовать.
Хотя, надо признать, что сегодня достаточно тяжело не подозревать в самом худшем приезжих. Или в представителях другой нации. А уж тем более конфессии. Вот, кстати, проблема, по которой суд, мне кажется, мог бы вынести частное (особое?) определение. И в прессе пишут об этом вполне конкретно: «Напряженность в межнациональных отношениях во многом провоцируют сами представители власти и ассоциированный с ними бизнес, нарушая миграционные и иные законы из корыстных соображений».
Гастарбайтер Джанго. Неосвобожденный
Не знаю, ксенофобия ли это, или можно уже употреблять слова более патологического звучания. Но вот, как описывает положение Хуррамова (если кто-то задумает экранизировать эту историю, которая немного попечальнее повести о Ромео и Джульетте) Генпрокуратура. «Не имел разрешения на трудовую деятельность в столице, привлекался к работе (уборке придомовой территории) без оформления трудовых отношений с работодателем, без регистрации проживал с женой в нежилом помещении – мусорной камере жилого дома».
Тут важно вспомнить, что страна проживает в условиях постоянной террористической угрозы, и в метро регулярно звучит – если вы обнаружили забытую кем-то сумку, не трогая ее, обратитесь к водителю электропоезда. А тут тысячи людей без регистрации проживают в мусорных камерах жилых домов…
Мы говорим — соблюдайте наши традиции. Мы хотим, что бы к нам приезжали представители нашей культуры и нашего менталитета. У нас есть определенные требования к нашим рабам. И — никаких обязательств.
И, кстати, кто-нибудь заинтересовался судьбой дворников? Возбуждено ли уголовное дело на муниципальных чиновников или управляющей компании за наем без регистрации и без надлежащего оформления? А как наживаются на людях, живущих в мусорных камерах жилых домов? Это не зимняя Олимпиада, конечно, но золото здесь «выигрывают» тоже достаточно. Гастарбайтеров даже, можно назвать, извините, «черным золотом».
Пример берущие
Дети подражают взрослым. И наше отношение к приезжим – в быту, прессе (о, сколько они принесли нам бед), по ТВ невольно копируют. Ситуацию лучше бы объяснили детские психологи, но совершенно очевидно, что подростки травили дворника не со зла. Просто — так принято. Он подметет – они насорят. Он идет – они обзовут. Можно снежком. Можно пинком. Это не потому, что они плохие. А потому что дворник плохой.
История очень кинематографична: жизнь с женой в мусорной камере. Сверху сыплются обертки дорогих конфет, банановые шкурки, куски хлеба и объедки. А дети там далеко, им нужно посылать деньги.
Вот снег, и он с кормилицей-лопатой. И тут ватага мальчишек озорно, в упор разглядывая его, ломают лопату. И – суд. Доселе человек-невидимка был увиден.
Хотя, тут, конечно, важно, в чьей руке камера. Мамонтов снял бы совершенно другой фильм. Проект «Дворник», например.
…В экономике есть такой «Закон Грэшема», согласно которому плохая монета вытесняет хорошую. А в обществе плохая мораль неизменно вытесняет нормальную.
А поэт сказал: «Свободой Рим воспет, но рабством погублён». Поскольку наличие рабства невольно создает сортность людей во всём обществе. По этническим признакам, конфессиональным или материальным….
Притча
Женщина смотрит в окно и говорит мужу:
— Посмотри, какое у нее грязное белье. Наверное, не умеет стирать, надо бы ее поучить.
На другой день жена посмотрела в окно и воскликнула:
— Сегодня белье чистое, наверное, соседка научилась стирать!
— Да нет, — сказал муж, — просто я вымыл окно.
Это о том, как важно иногда протирать стекла.
Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России».