Праздники и приметы
Великорецкий образ Николая Чудотворца 6 июня 2025 года: история обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца, чудеса
- Иван Синевский
- Тема: Православие Праздники
Старинное предание, бережно хранимое Церковью, рассказывает о чудесном явлении, с которого началась история одного из самых почитаемых святынь Руси — Великорецкой иконы святителя Николая. История, передаваемая из поколения в поколение, глубоко укоренилась в духовной памяти народа и стала основой многовековой традиции крестных ходов к месту явления образа.
История церковного праздника
Уже более полутора тысяч лет святитель Николай остаётся одним из самых почитаемых угодников Божьих в христианском мире. С течением веков его народная слава не угасает: храмы возводятся во имя Николая, а множество икон, особенно чудотворных, продолжают указывать верующим путь к духовному спасению. Одной из наиболее почитаемых святых реликвий является Великорецкий образ Николая Чудотворца, вокруг которого слагаются легенды о многочисленных исцелениях и чудесах.
Первое чудо, связанное с образованием иконы, произошло недалеко от берегов реки Великой. Крестьянин, страдавший от неподвижности ног, прикоснулся к святыне — и был мгновенно исцелен. Слухи о чудодейственной силе образа разлетелись по окрестным деревням, после чего тысячи людей стремились попасть к месту явления и пройти у источника у сосны, чтобы обрести утешение и исцеление. Возведённая рядом деревянная часовня быстро превратилась в центр паломничества: больные и отчаявшиеся искали здесь надежду, прикладывались к образу и видели, как их недуги отступают.
Со временем весть о Великорецкой иконе дошла до Хлынова — административного центра Вятской земли. В 1555 году по указу царя Ивана Грозного и с благословения патриарха Макария образ был доставлен в Москву. По пути куде славилось исцелениями: у иконы восстанавливалось зрение, стихали болезни, и многие болезненные недуги исчезали. Когда святыня прибыла в столицу в день апостолов Петра и Павла, её встретили с величайшим почтением: крестный ход охватил всю Москву, а в Успенском соборе, где образ поместили на праздник, случились новые чудеса, укрепившие веру тысяч горожан.
В то же самое время на Красной площади велось строительство собора Покрова на Рву — храма Василия Блаженного. Один из южных приделов этого архитектурного шедевра был освящён в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворца. Ежегодный крестный ход, проследовав от Успенского собора к «Николе Великорецкому на рву», приурочивался к празднику Рождества святителя Николая (29 июля по старому стилю). Именно митрополит Макарий перенёс традицию празднования из Новгорода в Москву, что нашло отражение в летописных сводах и преданиях.
После взятия Казани в 1552 году татары разошлись по Руси, совершая набеги, и чтобы уберечь чудотворный образ, царь приказал тайно спрятать икону в Вологде. Её закопали в известь у берегов реки, недалеко от Ильинского монастыря. Образ оставался скрытым до тех пор, пока жители Вологды отражали очередное нашествие. Когда победа была одержана, поступило известие: «Татары под Вологдою разбиты, заступничеством Николы Чудотворца». Царь распорядился написать список с Великорецкой иконы и оставить его в Вологде, а сам чудотворный образ вернулся на Вятку. На месте скрытого образа был сооружён храм во имя Николы Великорецкого, который в народе прозвали «На извести». Сегодня это Александро-Невская церковь в Вологде, продолжающая стоять на том священном месте.
Таким образом, путь Великорецкой иконы Николая Чудотворца охватывает столетия испытаний, чудес и почитания. Истории о крестьянских исцелениях, московских крестных ходах и тайном хранении в Вологде стали неотъемлемой частью духовного наследия России, напоминая каждому о силе веры и неугасаемом благословении святого Николая.
Чудеса от Великорецкого образа Николая Чудотворца
В период с 1551 по 1614 годы в летописях отмечено 201 свидетельство о чудесных исцелениях, связанных с Великорецкой иконой святителя Николая Чудотворца. Эти истории передавались из уст в уста и записывались настоятелями храмов, становясь опорой веры для многих поколений прихожан.
Одним из примечательных случаев стало исцеление крестьянина Пахомея Андреева в 1616 году. Во время Великого поста на соборном молебне он обратился к святому Николаю с молитвой о возвращении зрения. Вскоре после окончания службы Пахомей вернулся домой уже способным видеть — настолько поразительное событие вдохновило всю округу, ведь до того его слепота длилась долгие годы.
Еще один случай произошел весной 1617 года: Феодор Савин пять дней прожил во тьме, отказываясь от света. Услышав о возможной помощи святого Николая, он пообещал помолиться в храме Чудотворца. После искренней молитвы зрение Феодора внезапно восстановилось. Его пример показал окружающим, что искреннее обращение к святыне может вернуть утраченные силы.
Однако в местных преданиях упоминали и обратную сторону подобных обещаний. Рассказывали о тех, кто, получив помощь, не исполнял данных святому обетов. Согласно поверьям, такие нарушения приводили к тяжким испытаниям: неисполненные обещания якобы навлекали на человека беды и болезни. В православном сознании давно укоренилась мысль, что слово, данное перед иконой, — это священный обет, нарушить который означает подвергнуться духовным и житейским трудностям.
Вековые свидетельства о дерзающих исцелениях у Великорецкой иконы Николая Чудотворца стали неотъемлемой частью духовной истории Руси. Для верующих эти рассказы остаются живым напоминанием о силе молитвы и строгости намерений: обращаясь к святыне, человек должен быть готов исполнить возложенное на себя обещание.