Праздники и приметы
5 июня отмечается память икон Божией Матери Кипрская и Тупичевская
- Иван Синевский
- Тема: Православие Праздники
В четверг, 5 июня 2025 года, Русская православная церковь особо чтит два священных образа — Тупичевскую и Кипрскую иконы Божией Матери. С древнейших времён христиане придавали особое значение иконопочитанию, видя в святых ликах — будь то образ Христа, Богородицы или угодников Божьих — живую духовную связь с Небом. Иконы воспринимаются как окна в иной мир, как знаки присутствия Божией благодати в земной жизни.
Икона Божией Матери, именуемая Тупичевская
Икона Божией Матери Тупичевская, именуемая ещё Семигородной, издревле была центром духовного притяжения для верующих Могилевской губернии. В монастыре Святого Духа в урочище Тупичевщина, недалеко от Мстиславля, перед этой святыни преклонялись не только 15 августа — дня Успения Пресвятой Богородицы — но и в праздник Сошествия Святого Духа. С 1847 года с Тупичевской иконой происходили сразу три ежегодных крестных хода: первый направлялся в Никольский монастырь Могилёва накануне дня святителя Николая, второй — из Никольского к Мозоловскому в день отдания Пасхи, а третий — от Мозоловского к Мстиславской обители, откуда 14 августа святая икона возвращалась домой, в Тупичевский монастырь.
Появление иконы восходит к началу XVII века: однажды пастухи обнаружили её недалеко от Мстиславля, в заросшем лесом урочище Тупичевщина. Местный помещик Константин Ипатьевич Мацкевич, узнав о чуде, первым возвёл здесь церковь во имя Сошествия Святого Духа и задумал воздвигнуть монастырь. По воспоминаниям современников, «Отец Константин владел Тупичевщиной: он соорудил небольшую церковь и вскоре замыслил возвести вокруг неё монастырь». К сожалению, сам он не дожил до завершения строительства. Его дети и соседи, объединив усилия, сумели в 1641 году завершить обитель.
Монастырь сразу занял важное место в жизни Мстиславщины: он стал единственным православным центром, который не смирился с попытками ввести унию. По свидетельству исследователя Владимира Гавриловича Краснянского, «Ещё в юности городские юноши всё чаще слышали голоса иезуитов, стремящихся обратить их в другую веру. Тогда православное братство решило создать здесь крепость духовную: учредить школу при монастыре, построить церковь и возвести стены, где могли бы найти приют нищие и убогие». Благодаря этим усилиям монастырь оказался окружён частными землями, недосягаемыми для королевской власти, и получил поддержку от местного чиновника Богдана Стеткевича, который помогал мирским и духовным родственникам Мацкевича.
Географическое расположение Тупичевщины служило надёжной защитой: высокий холм, отрезанный с двух сторон глубокими оврагами, простёрся над поймой реки Вихры. Монастырь окружала мощная кирпичная стена толщиной более метра, где в двух местах возвышались шестигранные башни с воротами. Сторожевые укрепления не раз отражали нападения: «Иезуитские студенты, стараясь запугать монахов, вторгались в обитель с факелами, но стены Тупичевщины устояли», — вспоминали старожилы. Именно через эти ворота в 1708 году, по преданию, въезжал царь Пётр I, чтобы вознести молитву перед битвой со шведами у Черной Натопы.
Но не только крепость делала монастырь известным: внутри его стен возвышались несколько церквей, и особенно замечательной считалась первая, деревянная, в честь Сошествия Святого Духа. По описаниям Краснянского, «На стенах храма, обтянутых холстом, кистью художника оживали сюжеты Ветхого и Нового Завета: от «Творения мира» до «Ноевого ковчега». Живопись отличалась высоким мастерством и проникнута искренней духовностью». Внутри храма хранились старинные иконы и священные реликвии, которые передавались обители патриархами и меценатами. Однако имя автора этих фресок осталось неизвестным, а вместе с ним и судьба великолепного убранства — исчезли без следа в годы гонений.
За двумя крупными каменными храмами, возведёнными позже — во имя Пресвятой Богородицы (1771) и Успения Божьей Матери (1895) — стояли годы труда и благотворительности. Но в XX веке обитель понесла невосполнимые потери: сначала в 1920-х годах городские власти начали сносить старинные постройки, а подлинный удар пришёлся в период Великой Отечественной войны, когда монастырь был дотла сожжён. В конце 1950-х — начале 1960-х «на месте былого духовного центра возвели маслосырзавод», и уже ничто не напоминало о некогда цветущей обители. Сегодня лишь фрагменты кирпичной ограды вдоль берегового склона дают представление о масштабах комплекса.
Сейчас чудотворный образ Тупичевской Богоматери хранится в кафедральном соборе святого Александра Невского Мстиславля, но это лишь точная копия — оригинал утрачен. Местные жители с горечью замечают: «Духовная сокровищница, которая когда-то объединяла весь край, превратилась в легенду. Мы храним память о том, что здесь было: о крепости веры, о подвижниках и художниках, создавших красоту в тени стены». По мнению краеведов, в будущем память о Тупичевском монастыре может послужить важным уроком: «Именно любовь к истокам и несломленный дух удерживали обитель полтора столетия, а теперь мы должны передать это наследие следующим поколениям, чтобы они не забыли, что когда-то здесь жили люди, называющие себя «ближними к небу», и возводили свою жизнь «как лестницу к чистоте и красоте»».
Таким образом, история Тупичевского монастыря — не просто страница в летописи Мстиславщины, но символ стойкости и преданности вере. Несмотря на то, что сегодня обитель существует лишь в воспоминаниях и нескольких обломках стены, её духовное наследие остаётся живым. Именно в этом, по словам местных паломников, залог возрождения тех традиций, которые когда-то объединяли княжение и народ, храм и природу, веру и искусство.
Икона Божией Матери, именуемая Кипрская
Икона Божией Матери «Кипрская» — один из самых почитаемых образов в православном мире. Существует несколько вариантов этого иконостаса, но наиболее известный показывает Пресвятую Богородицу, восседающую на троне с Младенцем Христом на руках. По бокам от Нее стоят ангелы, держащие пальмовые ветви, а у Ее ног преклоняют колени преподобные Пелагия и Мария.
Согласно церковным преданиям, икона явилась в 392 году на острове Кипр, в Ларнаке, на том самом месте, где был погребён праведный Лазарь. С тех пор святой образ хранится в древнейшем монастыре Ставруни, основанном именно на этом месте. Для «Кипрской» иконы была возведена собственная церковь Богородицы — Панагии Ангелоктисты.
Изначально чудотворный образ находился на воротах храма. По одной из легенд, арабский наездник случайно выпустил стрелу в колено Богородицы, после чего из раны потекла кровь, окрасившая землю. Аравитянин, потрясённый произошедшим, скончался в пути назад. Со временем оригинальная икона исчезла, однако в монастыре сохранилась мозаичная копия, призванная увековечить облик Высочайшей Помощницы.
К «Кипрской» иконе обращаются с горячими молитвами об исцелении тяжелейших и неизлечимых недугов: просят о помощи для парализованных, расслабленных, страдающих от эпидемий и чумы. Верующие убеждены, что молитва перед этим образом способна принести облегчение и защиту в самых безысходных ситуациях.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Кипрская»
Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надеждо и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище! Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы и словесы и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша. Но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне грешнем и блуднем, и приими мое еже от скверных устен приносимое Тебе моление; и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзит и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко милостивая и милосердая и благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя, и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темная зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи, в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неичреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи; юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.