Праздники и приметы
Праздник Вознесения Господня 25 мая 2023 года: библейское основание, суть праздника, приметы и традиции в России
- Иван Синевский
- Тема: Календарь
Вознесение Господне — православный праздник в честь Вознесения Христа на небо после его Воскресения. Праздник двунадесятый (один из двенадцати главных в христианстве). Кроме того, он переходящий (каждый год дата разная), но при этом строго привязан к празднованию Пасхи: отмечается на 40-й день после Воскресения Христова. А поскольку главное христианское торжество неизменно приходится на воскресенье, то и Вознесение неизменно выпадает на один и тот же день — четверг.
Смысл праздника Вознесение
Празднество Вознесения – это день, когда Небеса стали открытыми для всех праведников, праздник открытия Небесного дома. Это один из главных торжеств всех верующих, это особенная дата в жизни Иисуса Христа и всего человечества. Это день, когда телесные и мирские муки Спасителя были завершены, и он обрел единство с Господом Богом. История празднества носит двоякий смысл.
В первую очередь это время перехода Иисуса Христа, сына Божия, на небеса, символизирующее торжество над смертью. Вознесение у верующих почитается как знак того, что в будущем еще свершится Второе пришествие, и в этот день состоится Божий суд, и всякий человек получит по своим заслугам. Своим вознесением, Иисус Христос открыл путь на небеса для всех людей, подарив им спасение и обещая помилование. Этот праздник стал своего рода символом возврата в первоначальное состояние, домой, к Богу, туда где нас будут ждать.
Вознесение Господне совершается на сороковой день после Святой Пасхи, поэтому всегда приходится на четверг.
По Своем Воскресении в течении сорока дней Господь Иисус Христос не раз являлся апостолам, научая их основам созидания Церкви и распространения истинной веры. В сороковой день, когда совершилось последнее такое явление, Господь, дав ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа – третьего Лица Святой Троицы – вывел учеников из Иерусалима на Елеонскую гору по дороге к Вифании и, благословляя их, стал возноситься на небо, «и облако взяло Его из вида их».
Вознесением завершилось земное служение вочеловечившегося Бога Сына. Победив смерть, дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Он совершил и большее – в Своем Лице вознес человеческую природу к Престолу Бога Отца, в горные обители, предуготовив этим естество человека к принятию Святого Духа, которого Он обещал послать людям Своим от Отца.
Что можно и нельзя делать в этот день
В день празднования Вознесения Господня нам надо особенно помнить, что мы, прежде чем сможем достичь уготовляемых нам Господом вечных обителей, должны сами стараться быть обителями Святого Духа. Апостол неоднократно нам напоминает: «Разве вы не знаете, что вы — храм Святого Духа». А это значит, что мы должны стремиться не только к полному освящению нашей души, но и тела. Душа и тело должны быть сперва подчинены духу человека, а дух наш должен предать душу и тело наше Богу, сделать все наше существо проницаемым для Духа Святого.
В день Вознесения Христова вознесемся над нашей обычной жизнью, вознесемся не только мечтами, мечты вредны, а делами. Устремимся угождать Богу, хотя бы это и стоило нам некоторых страданий. Двинемся ввысь, потому что Господь ушел ввысь, на небо и зовет нас за Собою туда к Отцу Его и Отцу нашему, к Богу-Отцу, Который есть Тот, Кто есть Всевышний.
Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток искупленной и возрожденной Им человеческой природы. Он взошел со славой к Светоначальнику Отцу Своему, умиротворив всяческая, Крестом Своим разрушив древнее осуждение человечества и средостение (преграду) вражды между человеком и Богом страстию Своею.
Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл, сообщает w. 18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста (+407) и блаженного Августина (+430). Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по Преданию, также усвояет ему апостольское установление. Каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскином (+776) и преподобным Иосифом Песнописцем (+883). Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу (V в.).
Праздник Вознесения относится к числу подвижных Господних праздников и продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.