Закрыть

Обо всём

Описывая наши истории, мы приближаемся к пониманию Всевышнего

 

— Ваш журнал стал одной из самых важных трибун для женщин-мусульманок. Расскажите, пожалуйста, как Вы решили основать его?

— Это было одновременно и подсознательное и вполне осознанное желание. Я выросла в Торонто в то время, когда ни средства массовой информации, ни учебники не давали каких — либо положительных примеров, связанных с афроамериканцами.

Я помню, как когда мне было 12, я взяла в руки журнал Ebony и увидела афроамериканцев на руководящих должностях, работающих на благо общества и развивающих его. И у меня наступило легкое прозрение в плане самоутверждения, жизни, черной культуры.

Идея журнала Azizah зародилась в 1992 году, когда Шарифа Альхатиб созвала конференцию для женщин-мусульманок. Я помню, как в Чикаго съехались мусульманки со всей страны, от всех этнических групп, а также от школ исламской мысли. Наш конференц-зал был буквально заполнен энергией, знаниями, красотой и духовностью. Я сказала себе: мы должны воплотить все это на страницах журнала! Вернувшись домой, я начала разрабатывать его концепцию. Мы выпустили первый номер в 2000 году.

— А как Вы показываете мусульманку в Вашем журнале? Кто ваши героини?

— Целью журнала является отражение мусульманской женщины в Америке. Мы хотим показать ее во всем ракурсе: от продуктов питания и моды, которые она выбирает, от предпочтения книг и путешествий, к более существенным вопросам, таким как инвалидность, нарушения питания и старение в мусульманском обществе. Речь идет о всей нашей жизни, потому что когда мы хотим усовершенствоваться, мы развиваем не только духовное, профессиональное или творческое начало. Для того, чтобы расширить свой потенциал, вы должны развивать все аспекты вашего бытия. Это часть нашей ибады — нашего поклонения.

— Что может сделать мусульманка на индивидуальном и общественном уровне, чтобы помочь вам полноценно и ярко отобразить ее образ в вашем издании?

— Я бы посоветовала женщинам реализовывать все имеющиеся у них способности: от способности быть великолепной матерью до ученого НАСА. Для тех же, кто хочет писать, очень важно рассказать нам свои истории. Обычно, когда мы слышим о мусульманках, кто-то говорит за них. Например, когда я только приняла Ислам, все книги о женщинах, которые я находила, были написаны мужчинами. Теперь у нас есть несколько сестер, специализирующихся в исламской теологии. Так что теперь у нас есть книги о мусульманках, написанные самими мусульманками.

Таким образом, мы создаем наш собственный диалог, богатый нюансами, которые делают его мощным и эффективным. В конечном итоге, описывая наши истории, мы приближаемся к пониманию Всевышнего.

— Расскажите, как, по вашему мнению, соотносится Ислам и равенство полов?

— Прежде, чем принять Ислам, я вместе со своей двоюродной сестрой посетила пятничную проповедь в одной из Карибских мечетей. В тот день мы были единственными женщинами, которые посетили хутбу. После ее окончания все мужчины встали и начали кричать: «Что эти женщины делают в мечети?». «Я просто хочу узнать об Исламе!» — подумалось тогда мне. Было такое впечатление, что своим появлением мы оскверняем это место.

Я также жила в Саудовской Аравии на протяжении семи лет. И осознавала, что жестокость по отношению к женщине не всегда связана с ее внешним видом.

Около двух лет моей жизни в этой стране я закрывала лицо. Однажды, когда я шла в университет, ко мне пристали мужчины сразу на нескольких автомобилях.

На Западе женщина раздета и ее тело используется для рекламирования и продажи вещей. В странах, где большинство населения составляют мусульмане, женщина покрыта и ограждена от публичного пространства. Но когда она вступает в это самое пространство, она часто становится жертвой. Это может быть выражено по — разному, но результат всегда один и тот же.

— Вы — яростный противник полового неравенства. В чем суть идеи, которую вы хотите донести до окружающих?

— Я часто говорю нашей женской аудитории: «Вы — халифы фил ард — наместники Аллаха на этой земле и вы не должны быть сломаны, избиты или изнасилованы». Во многих странах с мусульманским большинством женоненавистничество, к сожалению, было вплетено в теорию и практику ислама, а затем выдано в качестве богословской мысли этой религии. Женщины, которые подвергаются насилию, говорят: «Мою мать избивали. Моих сестер бьют. Это моя судьба, как мусульманки, поэтому я не могу жаловаться, если муж бьет меня». Однако, мы в состоянии отделить культурные фальсификации и суть Ислама. И мужчины, и женщины находятся на этой земле с целью поклонения. Поэтому мы должны пояснить мужчинам: «Если мы все здесь, чтобы поклоняться Аллаху, как я могу быть в состоянии умиротворенности и довольства Аллахом, а также тем, кем будет доволен Аллах, если я постоянно нахожусь в состоянии страха и боли?»

Я знаю, что часто, когда женщины едут в исламские страны или отправляются в исламские общины для борьбы с половой дискриминацией, они основываются на не исламские источники. Они обращаются к мусульманам со светской точки зрения или приводят в пример модель западного феминизма. Однако, я думаю, что для нас, как для мусульман, важен пример Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). То как он относился к женщинам — с огромным уважением и достоинством — это и есть модель для подражания. Это наилучший пример, который исходит из нашей собственной истории. Вы не можете заставить человека, общину или страну принять какие — то перемены. Но люди будут меняться, если почувствуют, что они являются хозяевами этих перемен.

— Как мусульманка должна реагировать на сопротивление, которое она получает от общества, пытаясь достигнуть своих целей?

— Когда мы начали выпускать Azizah Magazine, люди писали и звонили мне с угрозами, говоря: «Это запрещено. Ты отправишься в ад“. Они спрашивали, почему мы ставим на обложку журнала женщин, предлагая, заменить эти фотоснимками продуктов или цветов. На что я отвечала: «Если бы это был журнал о еде, я бы поставила на обложку еду».

Это было 12 лет назад. С тех пор наша община прошла долгий путь. Люди, которые воспринимали благочестивую мусульманку как молчаливую и невидимую женщину, имеющую проблемы – а они до сих пор есть, — теперь принимают такие журналы, как Azizah, где голос мусульманской женщины не фильтруется.
Однако, я считаю, что скромность мусульманской женской одежды, а также поведения, являются визитной карточкой мусульманки в общественных местах. Это не повод изолировать ее от общества. Если мусульманка вознамерилась прославлять Бога через свою работу, улучшать исламское общество или показывать не мусульманам Ислам в том виде, в каком он на самом деле есть, то кто мы такие, чтобы говорить, что ее работа — не поклонение?

Сара Фарух. Английский вариант интервью опубликовано на сайте altmuslimah.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях