Очевидно, что массовые убийства происходят в США чаще, чем в других странах. Ученые, психологи и общественность пытаются понять, что стоит за этим явлением.
«США вовсе не единственное место, где это происходит – вспомним, например, Норвегию, Шотландию — но здесь это случается регулярно. Конечно, здесь больше оружия», — отмечает бывший главный редактор американского издания Record Фрэнк Скандейл, которому не раз приходилось освещать такие события.
«Очевидно, суть проблемы – в доступности оружия», — солидарна с ним профессор факультета медиа-исследований нью-йоркской Новой школы Кэрол Уайлдер. Ситуацию, по ее мнению, усугубляет и американский кинематограф, изображающий все несколько гипертрофированно для привлечения зрительского внимания. А учитывая нынешнюю нестабильность и охватившую многих американцев тревогу, можно только удивляться, что такие преступления происходят не каждый день.
Однако последнее убийство маленьких детей выводит эту проблему на уровень, и может, вероятно, изменить общественное мнение относительно контроля за огнестрельным оружием, полагает профессор.
Взаимосвязь между доступностью оружия и количеством беспричинных убийств подтверждается многочисленными исследованиями. Однако этот фактор только усугубляет проблему, порождаемую социальными факторами, такими как царящее в современном американском обществе отчуждение, вкупе с пропагандируемой СМИ жестокостью.
Хасан Тахсин Арслан из Университета Пейс считает, что в стране идет своего рода цепная реакция, при которой каждое громкое преступление вдохновляет все новых и новых убийц.
«Я думаю, эти последние убийцы тоже были подражателями, — цитирует его Today’s Zaman. — Во вторник мы услышали о стрельбе в штате Орегон. Это вдохновило и воодушевило других. Они ищут славы в ужасающих деяниях, поскольку это, может быть, единственный способ «добиться успеха» после нескольких неудач в личной жизни. Увидев, как это делают «другие» они тоже решились на подобное».
При этом у большинства немотивированных убийц обнаруживаются впоследствии различные психические проблемы. «Сигналы о них подавались в разное время и в разном месте, но не были услышаны, — уверен Хасан Арслан. — Опять же, зачастую их трудно обнаружить, особенно посторонним. Только родственники или окружающие могут определять и интерпретировать эти сигналы до того, как произойдет трагедия».
Мнение исламского ученого
Известный турецкий исламский ученый Фетхуллах Гюлен, проживающий в США, считает, что родные и близкие способны помешать превращению «одержимого психологическими проблемами человека в монстра, который поливает смертоносным огнем других людей».
«Я надеюсь, что духовные лидеры и заботливые родители смогут найти в себе силы, чтобы осветить и сердца, и умы своих сыновей и дочерей любовью, уважением и состраданием к другим, и сделают все, что в их силах, чтобы не допустить повторения таких трагедий», — говорит он.