37-летний Мухаммад ибн аль-Дхиб аль-Аджами изучал литературу в Каирском университете, когда в декабре 2010 года в Тунисе вспыхнула революция, перекинувшаяся вскоре и на соседний Египет. «Мы все – Тунис перед лицом репрессивных элит. Арабские правительства и те, кто заправляет ими, – все воры без исключения», — написал он на волне всеобщего энтузиазма в своем коротком стихотворении «Тунисский жасмин».
Он читал это стихотворение на частных собраниях, а вскоре аудиозапись одного из таких выступлений появилась на YouTube и привлекла внимание катарских властей. В ноябре 2011 года аль-Аджами был арестован, и почти год содержался в одиночной камере.
Поэта обвинили в «оскорблении» правящего Катаром эмира Хамада бин Халифы аль-Тани, а также в «подстрекательстве к свержению правящей системы», которое по законам страны карается смертной казнью.
«Не бывало такого в истории нашей судебной системы, да и всего арабского мира, чтобы человека арестовывали за стихи, — не скрывает удивления адвокат обвиняемого Наджиб аль-Нуэйми. — Сколько поэтов критиковали правителей, если вспомнить хотя бы древние исламские времена, и никто их за это не казнил. Разве что пытались заткнуть рот деньгами».
На судебные заседания адвоката не допустили, позволив лишь представлять свои аргументы в письменном виде. А на оглашении приговора 29 ноября не было и самого обвиняемого.
«Наша система дает людям свободу самовыражения. Все равны, и все должны иметь свои права. Но этот приговор наносит удар по нашей конституции и нарушает нашу правовую систему», — заявил возмущенный адвокат аль-Нуэйми электронному изданию Doha News.
За поэта вступились две международные правозащитные организации, призвавшие власти Катара выпустить его на свободу. Amnesty International назвала пожизненное заключение аль-Аджами «возмутительным предательством свободы слова»
Human Rights Watch в сентябре направила генеральному прокурору Катара послание с просьбой снять все обвинения с аль-Аджами.
«Законы Катара не только не согласуются с международным законом о свободе мнений и их выражения, они противоречат притязаниям Катара на роль центра свободы СМИ в регионе, что демонстрирует новостной телеканал «Аль-Джазира», открытый шейхом Хамадом бин Халифой аль-Тани в 1996 году», — говорится в послании правозащитников.
Однако «Аль-Джазира» до сих пор ни словом не обмолвилась о судьбе поэта.
«Необходимо осудить заключение поэта в Катаре. Свободы и прощения эмира недостаточно: такой закон должен быть реформирован, — написал в социальной сети Facebook известный мусульманский ученый и мыслитель Тарик Рамадан. – Невозможно, чтобы «Аль-Джазира» призывала других к демократии, и в то же время оправдывала репрессии для себя. Без последовательности у Катара нет будущего».
После вынесения приговора аль-Аджами содержится в Центральной тюрьме Катара. «Он не сломлен этой судебной несправедливостью, — сообщил Би-би-си навестивший его адвокат. – Этот приговор сделал Мухаммада международной фигурой, он еще станет Манделой Персидского залива».