Закрыть

Праздники и приметы

Похитители Анхар Кочневой требуют 50 миллионов долларов

 

«Срок ультиматума, выдвинутого боевиками, истекает 13 декабря 2012 года. Если до этого времени деньги за «украинскую шпионку» не будут уплачены, ее казнят», — сказано в сообщении представителей сирийских боевиков, которое цитирует Митина.  По ее словам, ультиматум предъявлен командирами Свободной сирийской армии Абу Джандалем и Фаридом Абу Хусейном.

Гражданка Украины, проживавшая в России, Анхар Кочнева была захвачена боевиками предположительно 8 или 9 октября. По свидетельству видевших ее в последний раз в городе Тартус сирийцев, она намеревалась попасть в Хомс, где в те дни шли тяжелые бои. Официально информация о похищении журналистки была озвучена 15 октября представителем  Министерства иностранных дел Украины Александром Дикусаровым, который рассказал о том, что в Сирии Кочнева находилась по приглашению одной из российских общественных организаций и исполняла обязанности переводчика с арабского для российского телеканала. В тот же день президент Украины Виктор Янукович направил в МИД  поручение принять все возможные меры для освобождения Кочневой.

7 ноября в интернете было выложено видеообращение Анхар Кочневой, записанное на арабском языке. В видеоролике продолжительностью в 15 секунд  женщина, судя по всему находившаяся в подвальном помещении, произносит несколько фраз. «Мое имя Анхар, я сейчас нахожусь в городе Хомс. Я прошу украинское и российское посольства и сирийское правительство выполнить то, что требуют похитители». Однако ни о требованиях похитителей, ни о том, кто конкретно удерживает Кочневу, в обращении ничего не было сказано.

Мое имя Анхар. Я была агентом

Еще одно видеобращение Анхар Кочневой появилось в сети 28 ноября. Женщина,находящаяся, судя по этому видеоролику, явно в запуганном состоянии, признается в работе на российские спецслужбы, а также в участии в боях на стороне армии Асада. «Мое имя Кочнева Анхар Владимировна, гражданка Украины, 1972 года рождения. Жила в России, но гражданка Украины. Приехала в Сирию в январе 2012 года в качестве журналиста. С поддельными документами журналиста. На самом деле основной работой была работа переводчиком между русскими и сирийскими офицерами. Участвовала в боях у Баба Амру и Забадани. Была переводчиком у русского офицера Петра Петрова, сирийских офицеров Эссама Захреддина и Али Хизама. Когда жила в Сирии, проводила встречу с генералом Асефом Шавкатом, который меня направил в Хомс. Помимо Хомса была в Халебе, Идлибе и Забадани, также работала переводчиком», — говорит Кочнева. При этом камера демонстрирует те самые „поддельные документы журналиста“ и показывает фотографии, на которых Кочнева позирует с сирийскими офицерами. На одном из снимков она держит в руках автомат Калашникова.

Во втором обращении Кочнева снова просила российское и украинское правительства выполнить требования похитителей, содержание которых в видеообращении не раскрывалось. При просмотре ролика создается ощущение, что женщина, находящаяся в явно испуганном состоянии, произносит заученные слова. Об этом говорят и признания Кочневой в работе на спецслужбы, а также в посредничестве между российскими и сирийскими офицерами. Сложно себе представить, чтобы человек, попавший в плен к какой бы то ни было группировке, добровольно признавался бы в работе на враждующую с этой группировкой силу. Кроме того, состояние женщины характеризуют и особенности ее речи: невнятное выговаривание слов и дрожащий голос.

Журналистка или «солдатка удачи»?

О том, кто такая Анхар Кочнева,  известно не очень много. Вернее, информации о ней много, но чем она конкретно занималась в Сирии, кто отправлял ее в командировку, закончившуюся похищением, и для каких СМИ она оттуда писала, нет никакой информации. Судя по сообщениям в ее «Живом Журнале», который был заблокирован вскоре после того, как стало известно о ее похищении, это была далеко не первая поездка Кочневой в Сирию.

На разных сайтах Кочнева представлена как писатель, журналист, переводчица, востоковед или директор туристической компании «Иорданский клуб». Сама она в одном из интервью сказала, что занимается  организацией  в ближневосточные страны «немассового» туризма.

«За последние годы я более 15 раз была в Каире, о котором недавно написала первый путеводитель на русском языке, около 20 раз — в Ливане, около 50 раз в Сирии и более 60 раз в Иордании. Поэтому, вполне естественно было и мое желание поехать в Сирию в конце марта (тогда там все только начиналось) с небольшой группой туристов, вместе с которыми мы посетили ряд городов Ливана и Сирии — в том числе, видели огромную демонстрацию поддержки правительства в Хаме. Вернувшись, дала несколько интервью и написала несколько статей о ситуации в стране», — рассказывала она.

Свою активную проасадовскую позицию журналистка не скрывала. Повстанцев называла не иначе, как бандитами,  а сюжеты о массовых акциях протеста в Сирии – постановочными.

Записи в ее уже заблокированном блоге еще более эмоциональные, особенно те, которые касаются бойцов Свободной сирийской армии и вообще участников акций протеста против режима Башара Асада.

Нарушения прав человека совершают обе стороны конфликта

О группировке, похитившей Анхар Кочневу, практически ничего не известно. Те имена, которые привела в своем ЖЖ подруга похищенной  Дарья Митина, то есть  «командиры Свободной сирийской армии Абу Джандаль и Фарид Абу Хусейн», мало о чем говорят. Сирийские повстанцы разобщены, и единого командования у них все еще нет. Так что мало кто знает, кто такие эти Абу Джандаль и Фарид Абу Хусейн, кроме разве что тех, кто находится в их непосредственном подчинении.

Кроме того, трудно вообще выяснить, действительно ли Анхар Кочнева находится у повстанцев. В условиях, когда у сил сопротивления режиму Асада нет скоординированного ни политического, ни военного руководства, усилия дипломатических ведомств России и Украины, пытающихся освободить Кочневу, обречены на блуждание во тьме.

Очевидно лишь одно: в этой продолжающейся уже больше года гражданской войне в Сирии нарушениями прав человека и жестокими методами ведения борьбы обе стороны не уступают друг другу. Свободная сирийская армия, или те разрозненные повстанческие группировки, которые выступают под этой «маркой», не раз подвергались критике за жестокое обращение с пленными и внесудебные казни. В свою очередь, армия и спецслужбы президента Асада не гнушаются ни расправами над мирным населением, ни массированными бомбежками жилых районов страны, в результате которых каждый день гибнут десятки людей.

В этой ситуации, независимо от того, какой именно день определен похитителями Кочневой в качестве крайнего срока ультиматума, очевидно, что каждая минута, проведенная ею в плену, может оказаться роковой. И именно Россия, с ее обширными связами на Ближнем Востоке, является на сегодняшний день, возможно, единственной страной, которая может спасти ее.

Родные Кочневой верят, что ее  освободят

Последняя запись в «Живом Журнале» Анхар Кочневой, который она до своего похищения регулярно обновляла, датирована 8 октября: «Пару дней не ищите. Уезжаю. Если будет интернет, напишу оттудова».

Официально сумма выкупа нигде не сообщалась, но в своем блоге заместитель председателя Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Дарья Митина  приводит сумму в 50 миллионов долларов.  Эта же сумма называлась и ранее: в ноябре матери Кочневой звонили, предположительно, ее похитители, потребовавшие выкуп в размере именно 50 миллионов долларов.

Несколько дней назад ряд российских СМИ написали обращение к послу Сирии в России  Риаду Хаддаду с призывом приложить все возможные усилия для скорейшего освобождения Кочневой. О том, что власти Украины также предпринимают все усилия для освобождения  журналистки, являющейся  подданой этой страны, заявили и в МИД Украины. Однако, как считают аналитики, тот факт, что в ситуации вокруг Кочневой возникла тема выкупа, причем с конкретной суммой, которую похитители требуют, может означать, что попытки политическим и дипматическим путем добиться освобождения журналистки зашли в тупик.

Родственники похищенной, тем не менее, не теряют надежды на ее скорое освобождение.  «Я уверен, что 13 декабря — это не окончательный срок», — сказал племянник Кочневой Дмитрий, которого цитируют журналисты. При этом он добавил, что  не имеет никаких новостей о том, как идут переговоры по ее освобождению. «В МИД родственникам говорят, что работают, но что именно делается, мы не знаем», — сказал он.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях