Закрыть

Праздники и приметы

Что можно и нельзя делать в праздники 7 июня 2025 года по суевериям и приметам

 
Что можно и нельзя делать в праздники 7 июня 2025 года по суевериям и приметам itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Обычаи и поверья, сохранившиеся в народной памяти, тесно связаны с древними торжествами, веками отмечавшимися на русской земле. Чтобы правильно провести 7 июня 2025 года, стоит заранее узнать, какие действия в этот день считаются допустимыми, а от каких лучше воздержаться.

Народные приметы и праздники 7 июня 2025 года

7 июня — день, в котором удивительным образом переплелись церковная торжественность и народная наблюдательность. Русская православная церковь вспоминает одно из самых загадочных событий в христианской истории — Третье обретение главы Иоанна Предтечи. А народ в это время выходит в поля наблюдать за росой, калиной, лягушками и громом — ведь это ещё и праздник Ивана Медвяных рос.

История обретения главы пророка Иоанна звучит как древняя притча с элементами тайны и чуда. После мученической казни, когда по приказу царя Ирода Иоанну отсекли голову, она не была погребена должным образом. По преданию, дочь Ирода, получившая её как зловещий трофей, прятала реликвию. И лишь одна из последовательниц Иоанна нашла возможность похоронить святыню. Однако спустя годы глава вновь была утрачена — и вновь найдена. И так произошло трижды. Именно третье обретение, которое Церковь считает окончательным, и вспоминается 7 июня.

В этот день в храмах читают молитвы не только Иоанну Предтече, но и другим святым: архиепископу Херсонскому Иннокентию Борисову, священномученику Ферапонту с Кипра, инокине Елене Коробковой и монаху Тавриону Толоконцеву. Эти люди не просто имена в календаре — за каждым стоит история стойкости, подвижничества и веры.

Но духовный мир в этот день не замыкается лишь в церковных стенах. Народная традиция чтит 7 июня по-своему: под названием Иван Медвяные росы. Удивительно, как гармонично рядом с церковными воспоминаниями уживаются старинные крестьянские наблюдения и приметы. Именно в это время начинала цвести калина — и наши предки считали, что по её цвету можно предсказать погоду. Липа, по примете, также впервые раскрывала свои душистые цветки.

Народная метеорология в этот день была особенно активной:

– Если утром на траве густая роса — ждите тёплый солнечный день и щедрый урожай.
– Цветущая рябина предсказывает изобилие овса.
– Гром, что звучит как пушечный выстрел — к скорому ливню.
– Тишина на прудах, когда лягушки молчат — к похолоданию.
– Летящие навозники — знак безоблачного неба и отсутствия осадков.
– Отсутствие утренней росы — почти верный признак дождя во второй половине дня.

Как подчёркивает этнограф из Нижегородской области Сергей Лагуткин,

«Это удивительный день — в нём одновременно звучит и звон церковных колоколов, и хруст травы под ногами травников. Люди жили в ритме природы и веры — и 7 июня для них был не просто датой, а моментом пересечения небесного и земного».

Может, и нам стоит прислушаться: к голосам прошлого, к шелесту росы, к старым народным приметам. Ведь в таких днях — не просто традиция, а тонкое напоминание: всё в жизни возвращается. Иногда — трижды.

Что нельзя делать в этот день

7 июля в народном календаре занимает особое место. Старики называют его «Иван — Медвяные росы», и издавна связывают с целым перечнем запретов и предписаний, которые дома передают из поколения в поколение. Россияне устраивают в этот день настоящую «охоту» за невидимым: стараются вовремя убрать скот, берегут детей от босоного беготни по натянутым каплям и избегают самых, казалось бы, безобидных действий. Но почему такие строгие правила? И откуда взялись эти ремарки?

Жительница одного из старинных подмосковных селений, 78-летняя Мария Алексеевна, вспоминает:

«Мама моя, бывало, строго запрещала мне босиком ходить по утренней росе: говорила, что можно простудиться и болячка не отпустит. А коров мы не выпускали пастись, пока жаворонок не пропоёт и солнце росу не испарит. Говорят, иначе нечистая сила наведётся на скотину, и бед не оберёшься».

С тех пор, как в русских деревнях началось активное разведение домашнего скота, семьи внимательно следили, чтобы роса не попала на шерсть бурёнок: боялись, что это приведёт к болезням. Вера была проста: стоит капле коснуться животных — и «на скот нападёт болезнь». Поэтому, прежде чем отвести корову на луг, пастух ждал, пока трава не подсохнет, а солнце не выгонит всю влагу.

Не меньше суеверий касалось и человеческой одежды. По народному поверью, надевать чёрное или слишком тёмное в «росистый» день категорически не рекомендовалось: говорили, что грусть и печали могут затянуться до самой осени. Вот что рассказывает библиотекарь из Ярославской области, собиравшая фольклорные рассказы:

«Когда-то девушки вытягивали из сундуков самые светлые платья и рубахи, наряжались в белое и яркое. Считалось, что таким образом они отгоняют уныние и привлекают удачу в дом: парни лучше идут на разговор, а семейные пары укрепляются в любви».

Народные наставления этого дня не ограничивались лишь одеждой и уходом за скотом. Категорически запрещалось прикоснуться к росе руками, собирать капли с листьев или цветов. По поверью, в этих каплях концентрируется дурной глаз — прикоснёшься, и сам можешь схватить недуг. Поэтому матери не выпускали малышей гулять по влажному лугу: будь то игра в мяч или кувыркание среди сочной травы.

Любопытно, что в древности люди крайне трепетно относились к земле:

«Не плюй на дорогу», — повторяли старики, — «не отвергай родную почву, иначе беда сама в дом заглянет». Этот запрет считался равносильным тому, чтобы не навлечь на себя злые силы.

Не менее странным выглядит предостережение для влюблённых: «Не засиживайтесь рядом с забором». Говорили, что тесное соседство с границей чужого двора — скопление чужой энергетики — может посеять семена раздора, и через пару недель пара распадётся. Как ни удивительно, но до сих пор деревенские девушки сторону молодого человека не выбирают близко к изгороди: это один из главных «любовных табу».

А вот о косметике в этот день забывают:

«Лучше не перекрашивать волосы, не стричься и не делать маски, — шептали травницы, — пользы от процедур никакой, а можно и вовсе навсегда лишиться красоты».

Вера в ритуальные свойства «росистого» дня распространялась и на общение. Любые споры, скандалы, нецензурные слова считались опасными: обвиняли таких людей в том, что они сами себе наговаривают беды. Распространение сплетен, злобное преувеличение чужих ошибок — всё это должно было отпугнуть счастье и наградить «гвоздями в судьбе».

Сегодня, когда наука даёт объяснения любым природным явлениям, многие воспринимают народные приметы как дань традиции и развлечения. Но даже современным горожанам, желающим провести выходные в деревне, стоит помнить: ранним утром лучше всё же подождать, пока роса не испарится. Наденьте светлую одежду, отложите все косметические эксперименты и дайте себе возможность насладиться тишиной и чистотой, которую дарит этот особенный июльский день.

Что можно делать 7 июня 2025 года

5 июля в народном календаре — день, покрытый тонкой пеленой древних поверий и солнечных надежд. В русском фольклоре его называли по-разному: «Иванов день», «Ферапонтовская роса», но чаще всего — «Иван — Медвяные росы». Это не просто дата в календаре — это сплетение языческой мифологии, наблюдений за природой и старинных обычаев.

Название «медвяные росы» в прежние времена внушало тревогу. Народ считал, что утренние капли на траве в этот день — вовсе не подарок природы, а проделки темных сил. Речь шла о так называемой медвяной пади — липкой жидкости, остающейся после нашествия тлей и прочих вредителей. Люди верили, что это «слюна дьявола», ядовитая роса, которой нечистая сила пытается отравить поля и леса, погубить урожай, заразить скот, навредить людям.

— Старики говорили, будто дьявол в этот день пускает по свету свою порчу, — вспоминает краевед из Тверской области Алексей Тарасов. — И чтобы спастись, бабки шептали заговоры, курили травы, обмывали руки росой, читая молитвы. Кто был при деньгах — звал знахаря. Кто не мог — полагался на белую рубаху и веру.

Светлая одежда в этот день имела особую силу. Её надевали те, кто хотел привлечь в жизнь благополучие, исцеление и любовь. Белое считалось символом чистоты и защиты. Особенно полезно, как считалось, было носить такую одежду тем, кто болеет или хочет наладить отношения с близкими. Девушки старались нарядиться в светлое, веря, что это ускорит встречу с судьбой.

День Медвяных рос считался удачным и для перемен во внешности. Любые действия с волосами — от простой стрижки до завивки — должны были привлечь в жизнь личное счастье и открыть путь к новым романтическим событиям.

Но главное — это день, когда особенно ценилась щедрость души. Помощь ближнему, забота о слабых, бескорыстные поступки — всё это считалось не просто добром, а оберегом. В деревнях говорили: «Сделай добро на Медвяные росы — и жизнь твоя станет слаще». Даже небольшая помощь, тёплое слово, кусок хлеба, поданный нуждающемуся, могли изменить судьбу — и вашу, и чужую.

Праздник, родившийся в глубокой древности, сегодня напоминает нам: добро и свет — лучшие обереги от любых невидимых рос.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях