Закрыть

Праздники и приметы

Какие народные и церковные праздники отмечают 18 мая в 2025 году в России

 
Какие народные и церковные праздники отмечают 18 мая в 2025 году в России itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

18 мая православные христиане чтят память святой Ирины Македонской — одной из первых мучениц христианской веры. В этот день верующие обращаются к ней с молитвами, прося небесного заступничества и помощи в исцелении от телесных и душевных болезней.

Какие народные и церковные праздники отмечают 18 мая 2025 года

народные и церковные праздники

В народном календаре 18 мая — день, насыщенный обрядами, приметами и глубоким символизмом. На эту дату, как нитью, переплелись церковное почитание святой Арины и вековые крестьянские традиции, связанные с посадкой рассады. Именно поэтому праздник в народе и получил говорящее имя — Рассадница.

Святая Арина, жившая в I веке в македонских землях, в православной традиции считается заступницей и покровительницей женщин. И в этот день её вспоминают не только в храмах — в деревнях же верят, что с её благословения начинается настоящий дачный сезон.

С 18 мая в огородах начиналась активная работа: в землю высаживали рассаду капусты, свёклы и перца. Но, как утверждали предки, делать это должна только женщина — причём одна. Считалось, что мужская рука в этом деле приносит капусте не рост, а цветение без плода, а присутствие посторонних, даже из благих намерений, может принести сглаз на будущий урожай.

Для защиты посадок использовали простое, но действенное средство — крапиву. Её высаживали по краям грядок, как живой щит от злых языков, дурного взгляда и всякой нечисти. «Крапива жжёт — зло отгоняет», — говорили в народе.

Интересной особенностью дня считались и сны, приснившиеся в ночь на 18 мая. Люди верили: не столько сам сон важен, сколько слова, услышанные в нём. Их трактовали как послание — ответ на внутренний вопрос, предостережение или даже предсказание. «Что ночью в ухо шепнёт, днём в жизни обернётся», — говаривали старики.

Так и складывался этот день — между небом и землёй, между молитвой и капустной грядкой. Сегодня Рассадница для кого-то — просто дачная дата, для кого-то — часть культурной памяти, но в любом случае она напоминает о том, как глубоко наши предки умели слушать землю, замечать знаки и вкладывать смысл в каждое движение мотыгой и слово на рассвете.

И пусть в век агрономии и техники мало кто выходит в огород с молитвой и крапивой, отголоски древней мудрости всё ещё живут — в привычках, огородных ритуалах и тихой уверенности, что если делать всё с душой и по совести, урожай обязательно будет.

18 мая: традиции и обычаи дня

Весна в народной традиции — не только сезон расцвета природы, но и время особой заботы о будущем урожае. Особое место в этом сельском календаре занимает день памяти святых Ирин, выпадающий на 29 апреля и 18 мая. На Руси этих святых нарекли ласковым, но говорящим прозвищем — «рассадницы». Всё потому, что именно в эти дни, как правило, приходилось высаживать в землю капустную рассаду.

Несмотря на различия в климате и местных обычаях, обряды, сопровождавшие этот процесс, удивительно схожи по всей стране. Крестьянки, выходя в огород, переодевались в старую рваную одежду — не из-за бедности, а в знак уважения к самой капусте: тряпьё символизировало капустные листья, и, как верили, помогало привлечь богатый урожай.

Чтобы уберечь грядки от дурного глаза и чужой зависти, в землю у капусты устанавливали треснувший глиняный горшок, в который сажали куст крапивы. Этот своеобразный «капустный страж» считался мощным оберегом. Вечером горшок переворачивали вверх дном и оставляли на грядке — таким образом капусту защищали от вредителей и зловредных духов.

Во время посадки обязательно произносили заклинание — короткое, но многозначительное:
«Рассадушка-рассада, будь не пустой, а тугой, не голенастой, а пузатой, не малой, а великой, не красной, а вкусной, не старой, а молодой.»
Это обращение к растениям сочетало просьбу и внушение — своего рода аграрная молитва, в которой надежда переплеталась с опытом.

Капусту доверяли исключительно женским рукам. Считалось, что если за дело возьмётся мужчина, капуста пойдёт в цвет, но не даст плотных кочанов. «Руки-то сильные, а подход не тот,» — объясняли старушки. Даже в еде соблюдали строгость: в день посадки капусты старались не есть хлеб — чтобы куры не расклевали рассаду.

Ещё один древний обычай связан с очищением полей: в день Ирины крестьяне выжигали прошлогоднюю сухую траву, приговаривая: «Худая трава с поля вон». Этот ритуал имел двойное значение — избавление от сорняков и символическую «чистку» пространства от негатива.

Святые Ирины — это не просто имена в церковном календаре, а часть аграрной мифологии, которая помогала деревне жить в согласии с природой. Пусть научная агротехника давно вытеснила лохмотья и заклинания, но дух этих традиций — в уважении к земле, внимательности к деталям и вере в силу добра — до сих пор жив в памяти народной.

И кто знает, может быть, и сегодня горшок с крапивой способен уберечь капусту — если не от зависти, то хотя бы от капризов погоды.

18 мая 2025 года: что нельзя делать

В российской глубинке, да и в некоторых городских квартирах, по сей день живут правила, которые кажутся странными на первый взгляд, но бережно передаются от поколения к поколению. Это не просто бытовые запреты — это своеобразный код деревенской мудрости, в который верят, несмотря на иронию прогресса. Мы решили разобраться, как предрассудки прошлого живут в сознании наших современников.

Один из таких суеверных запретов гласит: незамужним девушкам не стоит заходить в дома вдов или одиноких пожилых родственников. Считается, что подобный визит может «задержать» девичью судьбу. «Потом хоть веник в руки бери — и всё одна», — так образно и метко объяснила жительница Тамбовской области Надежда Петровна, для которой народные приметы — не абсурд, а руководство к действию.

Серьёзное табу — сплетни и враньё. Причём наказание, согласно поверью, придёт не от обиженного собеседника, а через боль — буквально. От бездумных разговоров может «заколоть» в зубах или появиться простуда на губе. В деревнях такие последствия называют «языковым ударом» — наказанием за ложь.

Порядок в доме — отдельная статья в народной «мистической санитарии». Особенно настороженно относятся к грязной посуде, оставленной на ночь. По словам знахарки из Костромской области, в такую посуду может «заглянуть» нечистая сила, а дальше — разлад в семье, ссоры, бессонница. Кто-то скажет: суеверие, а кто-то вспомнит, как в доме всё пошло наперекосяк после банального недомытого чайника.

Закат — время, когда, по поверьям, просыпается всё нехорошее. Выйти на улицу после захода солнца — риск, который не каждый готов взять. «После солнца чёрная тропа открывается», — так выражаются старожилы. И если даже веришь лишь в свет фонарей, почему-то всё равно начинаешь поспешно закрывать окна.

Жалобы на жизнь тоже не в почёте. Народная логика проста: ноешь — значит, зовёшь ещё больше бед. Вместо этого учат держаться и молчать, словно бы внутренняя стойкость отгоняет несчастья.

Особое внимание — к чистоте и порядку. Грязь в доме, согласно поверьям, словно магнит для бед. Не помыл полы — готовься к череде неудач. Разбросал вещи — навлёк хаос не только на комнату, но и на душу.

Есть и вовсе неожиданные запреты: не следует переступать через поваленные деревья возле полей и садов. Эти деревья — не просто упавшие стволы, а, по поверью, защитники от злых духов. Перешагнул через одно — и, считай, дал нечисти пропуск в своё хозяйство.

А в списке суеверных табу — даже огурцы и капуста. Их, якобы, нельзя есть в определённое время, иначе урожай этих культур будет скудным. Рацион сельского жителя, как видим, регулируется не только агрономией, но и древними предостережениями.

Стоит ли воспринимать все эти запреты всерьёз? Вероятно, каждый решает сам. Одно ясно точно: подобные приметы — часть культурного кода, который учит уважению к дому, порядку, речи и судьбе. И пусть в них больше метафор, чем логики, но, как показывает жизнь, многие из этих «нелепиц» учат жить вдумчиво и осторожно.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях