Александр Кабаков, русский писатель и публицист:
– Это называется «Заставь дурака Богу молиться». В принципе, сама идея — ограничивать детей от «неприглядной» литературы — нужная, но реализуемая совершенно идиотским способом. И сам закон прописан неграмотно, да и те, кто пытается ему следовать, видимо, умом не блещут.
Теперь даже трудно судить, какая литература на сегодняшний день остается вне «зоны риска». Но половина классической детской литературы точно попадает под различные нововведенные законы.
К примеру, «Сказание о Попе и его работнике Балде» Александра Пушкина, можно сразу запретить по «защите чувств верующих», «пропаганде насилия». Еще можно подвести его под «грубое отношение с животными», потому что там зайца за уши держат.
И всеми любимого Колобка съели, и Белоснежку отравили… Остается детям от 3 до 18 читать «Азбуку». Остальное под запретом.
Олег Бундур, детский писатель:
– Мои книги, к счастью, Бог миловал пока что… Наверное, потому что я ориентируюсь на аудиторию до 10 лет.
Но я не понимаю логики владельцев книжных магазинов, ведь в редакции изданий четко ставят метки, какая книга для школьников, дошкольников или старшеклассников. Так, в чем может быть проблема? Разве закон «О вреде информации» не соблюден?
Или многих не устраивает тот факт, что основная масса книг сейчас находится на грани фантазии и реальности. И в этих фантазиях может быть все, что заблагорассудится. Но книга – эта та же колбаса, которую необходимо продать и получить с нее прибыль, поэтому «запрещенные» приемы всегда будут задействованы, несмотря на запреты.
Литературный рынок из года в год мельчает. И подобные законы только усугубляют этот процесс. Неужели можно полагать, что ребенок, если запретить какую-то книгу с долей насилия, больше нигде о нем больше не услышит?
Детский издательский дом «Акварель». Отказались назвать имя сотрудника:
– Мы с подобным, к счастью, пока не сталкивались. Заказы идут, а о запрете некоторой детской литературы мы еще не слышали.
Нам действительно тяжело говорить о правилах и способах маркировки. С точки зрения закона, мы не очень углублены в них. Возможно, до сих пор мы не сталкивались с проблемами, благодаря грамотному редактору. Когда готовится книжка к изданию, он прекрасно знает, какой именно возраст необходимо указать на ней. И с какой именно маркировкой книга в дальнейшем должна поступить в магазин.
Но если книга промаркирована, у магазина не должно быть никаких причин для отказа в ее дальнейшем распространении. Мы сами не понимаем причин их отказа.
Издательство «Азбука», отдел редакции. Отказались назвать имя сотрудника:
– Мы стараемся всячески придерживаться правил нового закона, чтобы не попадать в подобные ситуации. При этом, редакция нашего издания заранее составляет план заказов книг и заранее все утверждает.
Но, честно говоря, в основном мы печатаем классиков и очень известных современных писателей, которых знает вся страна. Они пока чересчур популярны, чтобы их запретить.
Это, кстати, значительно сказывается на реализации – чем известнее автор, тем он быстрее продается. А от продажи не очень известных писателей, магазины действительно могут отказаться,…почему бы и нет? Мы их понимаем, – им хочется быстрого возврата денег.