23 ноября в Москве на проспекте Мира был убит 20-летний гражданин Узбекистана. На теле и голове покойного эксперты нашли многочисленные колото-резаные раны, сообщают в полиции. 30 ноября в том же Северо-Восточном округе столице обнаружили тело 43-летнего выходца из Таджикистана с колото-резаным ранением шеи. В МВД отмечают, что было уже несколько случаев нападения приезжих из Азии со смертельным исходом на территории СВО за последнее время. Сотрудники полиции проверяют на причастность к преступлению скинхедов.
Бытовой нацизм никуда не делся
Расисты и нацисты в ноябре вели себя активней, чем в прошлом месяце. Всему «виной» — традиционная ноябрьская акция националистов – «Русский марш», который прошел 4 ноября в различных городах России.
В Москве националисты маршировали по самому центру — по маршруту Якиманская набережная – Крымский вал. По данным МВД, митинг собрал около 6 тысяч человек. В этот раз организаторы пристально следили за порядком (все-таки надо придать этому действу «легальную окраску») и чересчур радикальных молодчиков к участию не допускали. Например, на РМ-2012 парня, вскинувшего руку в нацистском приветствии, просто вытолкали из толпы.
Однако, по мнению эксперта Центра «Совы» Натальи Юдиной, все это приводит к тому, что ультраправой молодежи становятся неинтересными такие мероприятия, и они уходят в «криминал».
«В этом раз участников было меньше. И ожидаемого прироста в 20%, как это происходило из года в год, — не произошло. Но бытовой нацизм от этого, конечно, никуда не делся», — заявила WordYou.Ru эксперт.
Так, по окончании «Русского марша» националисты, которым, видимо, не хватило драйва на своей акции, отправились на станцию метро «Достоевская», где набросились на антифашистов, направлявшихся на свой митинг на Суворовской площади.
Жестокий «тренд»
Вообще, как отмечают правозащитники, протестное настроение этого года передалось и ультраправым – в целом, по результатам 2012-го, националисты предпочитают нападениям на своих главных «врагов» — мигрантов и кавказцев – драки с политическими оппонентами – антифашистами и анархистами.
Еще один жестокий «тренд» этого года – убийство бездомных. На днях, 29 ноября, в доме около метро «Шипиловская» неизвестные ранили, а потом сожгли живьем 51-летнего бездомного, который жил на лестничной площадке этого дома.
По данным правоохранительных органов, это преступление «могли совершить активисты молодежного экстремистского движения «За чистую Москву», которые ранее избивали приезжих и лиц без определенного места жительства».
Наталья Юдина подтверждает, что в последнее время среди нацистских группировок началась тенденция борьбы за «чистоту города» — убивая бездомных, они «воюют» с пьянством и грязью.
«Это обычная тенденция для ультраправых. Сначала ты бьешь азиатов и кавказцев за то, что они этнически отличны. Потом – бездомных, потому что от них плохо пахнет. Потом своего напарника, потому что он предатель… В конце концов, они начинают бить всех подряд», — говорит правозащитница.
Нарисовал свастику – мети улицы
По данным «Совы», всего с начала года от расистского насилия погибли 15 и был ранен 161 человек, 1 получил угрозу убийством. Это уже больше, чем в прошлом году. По словам правозащитников, такой всплеск случился от того, что ослаб полицейский контроль. Теперь, более «интенсивно», чем преследовать за насилие, правоохранительные органы предпочитают наказывать «за пропаганду», что, по мнению экспертов, явно преждевременно.
Но есть и положительная тенденция – наказывать «условно» стали реже. И сейчас за нападения ультраправые все чаще получают реальные сроки.
«За ноябрь 2012 года было вынесено не менее 5 обвинительных приговоров по делам о расистском насилии, в которых был учтен мотив ненависти. В этих процессах было осуждено 10 человек», — сообщается на сайте Центра «Сова».
Кроме того, за ту же пропаганду стали наказывать строже.
«Раньше ограничивались условными сроками. Но люди, получавшие их, даже не считали это наказанием. Сейчас им присуждают «административку», например, общественные работы. Я считаю, это намного существеннее, — говорит Наталья Юдина. – Нарисовал свастику – пусть метет улицы. Наравне с так не любимыми мигрантами».