— Если тату набить, говорят, не возьмут, — мой хмурый московский знакомый учит младшего товарища премудростям «откоса».
— Да ну, с чего вдруг не возьмут, — сомневается 21-летний паренек, который никак не может устроиться на работу без приписного свидетельства.
— Ну, ты кресты набей, свастику, тогда точно не возьмут!
Паренек замолкает. Антифашистом он себя не считает, но щеголять знаками Третьего рейха ему явно не хочется.
— Или палец себе отстрели! Бах и все. Тогда точно не возьмут! — уверяет первый.
Мальчик ежится и с сомнением смотрит на палец. Палец жалко, но и бегать от военкомата еще 6 лет…
10 способов уклониться…
Российские власти все не могут решить, как бороться с уклонистами. Уже предлагали и пожизненные штрафы ввести, и на госслужбу не брать, но молодым людям все ни по чем. Они и взятки военкомам дают, и «уголовку» на себя (за деньги) заводят, и калечатся, и детей «по-быстрому» заводят, и поступают из института в институт или же просто «бегают».
А вот мой махачкалинский сосед Шамиль 10 лет бегал… за армией, мечтал о военной карьере. Со здоровьем проблем не было, но так и не взяли.
А в последние годы попасть в армию дагестанцам было вообще не под силу. При таком-то конкурсе. В прошлый призыв со всего Дагестана набрали только 121 новобранца, в этот – 179.
Но сегодня руководство Дагестана договорилось с новым министром обороны Сергеем Шойгу об увеличение числа призывников из республики до 4 тысяч.
…или призваться в армию
На днях 11 депутатов от северокавказской республики направили обращение в адрес главы оборонного ведомства с просьбой поднять осенне-весеннюю квоту для призывников до 5 тысяч. По мнению депутатов, такой малый набор нарушает конституционное право жителей Дагестана на военную службу.
«В Дагестане служба в армии считается почетной. Молодые люди лишаются возможности трудоустроиться по желанию — например, в силовые, пожарные и охранные структуры», — говорится в депутатском запросе.
Парламентарии отмечают, что молодым людям призывного возраста приходится даже давать взятки или оформлять прописку в других регионах, где более высокие квоты на призыв.
Будущие защитники родины или боевики?
Тема «непризыва» дагестанцев не раз обсуждалась экспертным сообществом. Кто-то полагает, что такая тенденция наметилась в связи с опасением властей, что вернувшиеся со службы юноши непременно вступят в различные террористические организации. Кто-то объясняет маленькое число призывников из республики крайней недисциплинированностью дагестанцев, нежеланием выполнять приказы и конфликтностью.
Но, по мнению ответственного секретаря «Комитета солдатских матерей» Валентины Мельниковой, пенять на отсутствие дисциплины у дагестанской молодежи неправильно — конфликты с призывниками в армии были и в советские времена, а нынешние офицеры и вовсе не подготовлены к работе с представителями разных национальных культур.
Как замечает Мельникова, жалобы на дагестанцев поступают в основном из Минобороны, а в МЧС и в пограничных службах недовольства в их адрес нет.
Квота призывников-дагестанцев вырастет в 20 раз
По мнению первого зампредседателя комитета Госдумы по обороне Сергея Жигарева, что при таком огромном количестве уклонистов в стране, желание отдать воинский долг родине, наоборот, должно приветствоваться и поощряться.
«Проблема нарушения дисциплины наступает, как правило, на второй год несения службы. Как известно, сегодня в армии служат только год. Поэтому случаев нарушений дисциплины должно быть гораздо меньше, в том числе и среди молодых выходцев из Дагестана», — уверен Жигарев.
Руководство Дагестана рассчитывает поднять число призывников до 10-20 тысяч человек. Министр обороны Сергей Шойгу поддержал эту идею и подчеркнул, что при благоприятных условиях планка будет постепенно увеличиваться.
В свою очередь, глава республики пообещал проследить за дисциплиной срочников.