Заголовки газет пестрят новостями о мировых кризисах, все больше заставляя нас усомниться в правильности курса, который человечество выбрало для себя. Прогнозы весьма неутешительны. Северный Ледовитый океан может потерять лед уже в 2020 году. Такое развитие событий будет иметь ужасающие последствия. Многие виды рыб уже сегодня находятся под угрозой исчезновения вследствие чрезмерного перелова, загрязнения и других прямых или косвенных причин деятельности человека.
В это же время на уровне человеческого общества мы видим огромные пропасти между богатыми и бедными в большинстве стран мира, не говоря уже о неравноправии между обеспеченными и нестабильными странами. Мы видим, как с беднейшими странами ведутся ненужные войны. Социальная структура ранее такой стабильной страны, как Сирия, уничтожена у нас на глазах. Десятки тысяч невинных людей убиты в Мексике из-за незаконных наркотиков и неуемного аппетита американцев. Можно еще долго продолжать этот список.
Ничто не символизирует приверженность Европы к статусу-кво лучше, чем Европейский Союз, устанавливающий «благородные цены», в то время как его экономическая политика угрожает привести страны к новой Мировой войне. В Америке же ярыми поклонниками тотального индивидуализма являются консервативные политические элиты, прославляющие эгоизм и умаляющие значение альтруизма. Их ряды, кстати, постоянно пополняются. Результатом такой ситуации является политика «я» и «мое», необузданый эгоизм и всеобщая жадность.
Одна из самых влиятельных интеллектуалок, рассуждающая об элитах,- любительница полемики, писательница и атеистка Айн Рэнд. В одной из своих самых громких речей «Вера и Сила: Разрушители современного мира» она утверждает: «Если цивилизация хочет выжить, человек должен отказаться от идеи альтруизма». Ренд считает альтруизм репрессивной силой, которая может быть оправдана лишь мистикой, и которая, по ее мнению, умерла с приходом эпохи Возрождения. Таким образом, по ее словам, любая сила — философская или моральная, оправдывающая или предлагающая альтруизм, подобна вампиру, который может свести в могилу. Опасность такого подхода к человеческой жизни — очевидна.
Именно поэтому каждый мусульманин должен задать себе вопрос: «Что мы можем предложить миру в это критическое время?». И прежде, чем ответить на него, мы должны понять, что альтруизм, то есть бескорыстная забота о благополучии других, находится в самом сердце религии Ислам. Ансары (в переводе с арабского «помощники»), жители Медины, принявшие ислам, с радостью приняли в свой город и дома собратьев, которые были вынуждены бежать из Мекки, оставив позади все, что они имели.
Вот как Коран описывает их: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9) Этот аят обращает наше внимание на очень важный момент. Мало того, что ансары готовы были пожертвовать всем, чтобы помочь своим братьям и сестрам, иммигрировавшим к ним из далекого города — они были готовы сделать это, даже если сами нуждались в том, чем они жертвовали. Бедные помогали бедным.
Сегодня во всем западном мире мы слышим, как элиты во всеуслышание заявляют, что у них нет никаких обязательств перед бедными. И что все социальные выплаты, которые правительство выплачивает малоимущим за счет налогообложения, должны быть устранены. Такие высказывания не имеют ни моральной, ни богословской основы в Исламе. Всемогущий Бог, описывая уверовавших, говорит о них в Коране: те, «которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (70:24-25). Другими словами, Бог установил для нас обязанность перед бедными. И когда мы не исполняем эту обязанность, мы буквально крадем у них. При этом мы не только ослабляем узы братства, которые сплачивают нас в огромную человеческую семью, мы также медленно уничтожаем наше человеколюбие.
Когда Пророка (мир ему) спросили: «Какое проявление ислама является наилучшим?» он ответил: «То, что вы кормите и приветствуете людей, знакомых и незнакомых». Нужен ли больший стимул для организации столовых и продовольственных кладовых, чем этот хадис? Мы не можем использовать наше незнание о том, кто получит нашу помощь, как предлог для бездействия, так как Пророк Мухаммад убеждал нас кормить даже незнакомых людей.
Пророк и его сподвижники учили нас тому, в чем мы убеждаемся на протяжении всей истории, а именно, — больше всего дают те, кто меньше всего имеет.
Известный американский журналист и социальный критик Крис Хедж как-то описал бесчеловечную жестокость в городе Камден, одном из беднейших городов Соединенных Штатах. Однако, Дэвис , одна из его жительниц, несмотря на преступность, наркотики и нищету, царивших вокруг нее, не потеряла веру и человечность. Помогая готовить еду для бездомных жителей города, она утверждает: «Бедные должны помогать бедным, потому что богатые помогают богатым».
Эта женщина является примером того, что альтруистический дух, живший во время ансаров, еще существует и в нашем мире, несмотря на то, что его пытаются уничтожить эгоизм, алчность и жадность.
Чтобы быть альтруистами, мы изо всех сил должны стремиться сохранить его фундамент, а основой альтруизма является любовь. Ансары любили тех, кто переселился к ним. Любовь может помочь нам сохранить тот альтруизм, о котором повествует нам Священный Коран.
Тем не менее, для достижения таких высоких задач, наша любовь должна быть реальной и укреплять нас во всех наших отношениях. Она должна определять, как мы относимся к нашим детям, родителям, супругам, друзьям и соседям. Она должна подталкивать нас к солидарности с обездоленными. Именно любовь должно заставить нас помочь тем, чьи голоса были заглушены грохотом бомб.
Если мы сможем стать теми, кто руководствуется во всем любовью, мы без труда сможем отдавать, делиться и заботиться. Мы должны тщательно развивать этот величайший дар пророческого наследия и передать его следующим поколениям. И тогда каждый из них сможет достойно назвать себя «человеком».
Имам Зейд Шакир. Английский вариант статьи был опубликован на сайте emel.com