Руслан Айсин, политолог:
— Некие чиновники предлагают переформатировать национально-территориальное устройство страны. Для чего? Чтобы отвлечь население от реальных проблем – социально-экономических трудностей, проблем коррупции, размежевание между элитой и простым народом.
Также это попытка навязать новую повестку дня большинству населения не сильно погруженного в реальные политические процессы и механизмы. И попытка привязать тему к тому, что все беды исходят из иноверцев, от нерусского люда, который якобы сосет многострадальный российский бюджет, угнетает русский народ на местах, нацелен на сепаратизм и т.д.
На мой взгляд, это такая определенная политтехнологическая демагогия, которая, к сожалению, работает, находя отклики в определенных кругах.
А попытки пересмотра национально-территориального устройства страны лишь поднимет «ил со дна реки», и неизвестно чем это может закончиться. Скорее всего, ликвидация института национальных республик прямым образом ударит по этим этносам. Российская Федерация – именно федерация, а не унитарное гособразование. Здесь проживают множество народов со своими культурными особенностями, ментальными различиями и не надо пытаться всех причесать под одну гребенку. Ни к чему это.
Ведь в последнее время идет политика по унификации всего пространства образовательного/политического/идеологического/ культурного. В частности, когда поднимаются вопросы о сфере национальных культур, национальной системы образования, применения родного языка и т. д.
Сегодня, эти небольшие островки (республики) позволяют питать национальные культуры, национальное идейное пространство хоть какими-то соками. А их уничтожение будет означать, что проблемами этих народов никто не будет заниматься. Они будут предоставлены сами себе.
Халяф Ишмуратов, депутат Государственного Собрания — Курултая Башкортостана:
— Я не могу говорить за Дагестан, где проживают представители около ста народностей, но что касается нашей республики или Татарстана, то мы стоим у истоков создания Российской Федерации. Башкирская автономная республика после революции первой объявила свою автономию, и не собирается от нее отказываться.
Само название нашей страны говорит о том, что это федерация, то есть союз различных субъектов, и отказываться от собственных названий, как и самих республик, я считаю нецелесообразным. Сегодня Башкортостан является одним из ведущих субъектов России, а вся наша история свидетельствует о том, что никогда на нашей земле не было конфликтов на межнациональном и межрелигиозном уровне.
А вообще, вместо того, чтобы заниматься переименованием республик, депутаты лучше бы занялись проблемами простого народа. А сейчас они, как говорил покойный Черномырдин, чешут там, где не чешется.
Деньга Халидов, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа:
— Просто не верится, что в Дагестане — что в правительстве, что в Думе, что в общественных организациях есть такие неадекватные люди. Это не чиновничьего ума дело, как называть Татарстан, Кабардино-Балкарию или Дагестан. Это дело самих жителей.
Эта инициатива – очередная провокация, попытка набрать баллы, выслужиться. Как и в случае с Прохоровым, который лучше бы занимался свои металлами и полиметаллами, а не политикой и попытками сократить национальные республики.
Все это пустые разговоры, которые ни к чему не приведут.
Адалло Алиев, дагестанский поэт и публицист:
— Кого может обидеть название Татарстан? А как переименовать Дагестан в таком случае? Я против этих дагестанских чиновников, которые додумались выступить за переименование.
Этого нельзя допускать: во всем мире возникнут уже иные представления о России и российской современной политике. Это вообще похоже на какую-то провокацию.
И от национальностей отказываться нельзя — Великий Бог, Творец создал людей разными – аварцами, кумыками, татарами, русскими, и надо следовать пути Бога. А что касается конфликтов или обид, то скажу так – никто не толкается, если их не толкают друг на друга.
Табриз Яруллин, председатель Всемирного форума татарской молодежи:
— Мы и так все граждане России. И эти игры с названиями больше провокационные, нежели призывающие к порядку. Смена названий не играет никакой роли, потому что без смены полномочий все равно ничего не изменится.
Эта инициатива несвоевременна и связана, скорее всего, с тем, что Дагестан недавно попросил дополнительного финансирования у Москвы.
Дагестанские власти, ощутив последний московский тренд (направленный на необходимость ликвидации национальных республик), решили высказаться в унисон, и показать свою лояльность к федеральному центру.
Среди их аргументов была фраза: «Многих межэтнических проблем удастся избежать». Я считаю, наоборот, возникнет уйма национальных проблем.
А как бороться за равноправие? Сейчас в нашей республике проживают 2 миллиона татар и полтора миллиона русских. И если действительно бороться, то до конца, – то есть все телевизионные передачи, журналы, газеты, которые издаются сейчас на русском языке, надо будет дублировать на татарский.
Но и саму Россию нужно будет переименовывать, чтобы «какая-то национальность не чувствовала себя выше, чем другие». Например, в Евразийское государство.