В древние времена наши предки именовали эти дни «временем веселья» перед началом Великого Поста. Западные христиане в Средние века отмечали их как время карнавальных празднеств, а в Советском Союзе люди провожали «русскую зиму». Православные верующие отмечают неделю сыропуст, начиная с воскресенья, посвященного Страшному суду.
19 февраля Русская Православная Церковь чтит память своих святых и мучеников
- Преподобного Вукола, епископа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова (ок. 100).
- Мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила (ок. 288-300).
- Мученицы Фавсты и мучеников Евиласия и Максима (ок. 305-311).
- Мученика Иулиана из Емисы (312).
- Мучениц Марфы и Марии и брата их преподобномученика Ликариона отрока.
- Мучеников Фавста епископа, Василия, Силуана. Святого Севастиана.
- Преподобного Варсонофия Великого и святого Иоанна Пророка (VI).
- Святителя Фотия, патриарха Константинопольского (891).
- Преподобного Арсения Икалтойского (1127).
- Священномученика Димитрия (Рождественского) протоиерея и мученика Анатолия (Рождественского), Алма-Атинских (1921); священномученика Василия (Надеждина) пресвитера, Московского (1930); священномученика Александра пресвитера (1938).
- Елецкой-Харьковской (XVII) иконы Пресвятой Богородицы.
Преподобный Вукол
Преподобный Вукол, епископ Смирнский, занимает особое место в истории раннего христианства как первый епископ Смирнской Церкви в Малой Азии. Его жизнь и служение были глубоким отражением веры и преданности Богу, о чем свидетельствуют его дела и ученики. Вукол, будучи учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, не только вел свою паству к Христу, но и стал защитником истинной веры в условиях, когда ереси начали угрожать чистоте учения.
Под влиянием благодати Божией святитель Вукол крестил множество язычников, открывая им двери в новое духовное измерение. Его мудрость и опыт в наставничестве позволили ему успешно противостоять распространению заблуждений и укрепить свою паству в вере. Пример Вукола вдохновлял многих, и его служение стало основой для дальнейшего развития христианской общины в Смирне.
Согласно историческим данным, святитель Вукол скончался в мире примерно в 100-105 году, оставив после себя наследие, которое продолжало жить. После его кончины руководство Церковью принял святой Поликарп, также ученик Иоанна Богослова. Память о Поликарпе отмечается 23 февраля, и его служение стало продолжением дела Вукола.
У могилы святителя Вукола произошло удивительное событие: выросло миртовое дерево, известное своими целебными свойствами. Это дерево стало символом исцеления и надежды для многих больных, обращавшихся к святому за помощью. Таким образом, жизнь и служение преподобного Вукола продолжают вдохновлять верующих, а его наследие живет в сердцах тех, кто чтит память о нем.
Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
В VI веке, в эпоху правления императора Юстиниана I, в Палестине, недалеко от города Газа, жил один из самых почитаемых святых православной церкви — преподобный Варсонофий Великий, который, следуя примеру духовных наставников, посвятил свою жизнь молитве и подвижничеству. Варсонофий пришел в монастырь аввы Серида, расположенный в этом священном уголке, и выбрал путь уединения и молчания, обустроив свою келлию неподалеку от монастыря. Именно там он провел 18 лет своей жизни, прежде чем окончательно удалился в другую келлию, где провел последующие 50 лет в полном отрешении от мира, погруженный в молитву и духовные труды.
Хотя происхождение Варсонофия остается загадкой, его духовная жизнь, наполненная строгим постом и глубокими размышлениями, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Его добродетельная жизнь привела к тому, что его ученик, преподобный Иоанн, прозванный Пророком за свои дарования прозорливости, последовал его примеру, стремясь к совершенству и самопознанию.
История о великом подвиге Варсонофия Великиго и его ученика Иоанна Пророка вошла в духовную летопись православной традиции через многочисленные свидетельства и наставления, дошедшие до нас в древних рукописях. Эти наставления, передававшиеся через Иоанна, стали основой для духовной жизни многих поколений христиан. Молдавский старец Паисий Величковский, в XVIII веке, обнаружил на Афоне древние греческие рукописи «Ответов» святых Варсонофия и Иоанна, которые позднее были переведены и изданы на молдавский и славянский языки.
Духовное наследие Варсонофия и Иоанна оставило глубокий след в православной традиции. В своих ответах они раскрывали путь духовного восхождения, призывая к смирению, молитве, посту и глубокой любви к ближним. Это не были просто теоретические наставления: святой Варсонофий своими действиями и молитвами продемонстрировал подлинную силу духовной жизни, обрел дар прозорливости и предсказания будущего.
Преподобный Варсонофий не только предсказал многие события, но и был источником чудес и исцелений. Он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял людей от безнадежных болезней. Вещи, освященные его молитвами, обладали целительной силой. Его молитвы могли вызывать дождь в засушливые годы, он умиротворял гнев Божий и делал точные предсказания, включая пророчество о смерти старца Евфимия, который был погребен рядом с ним, что сбывалось.
Судьба Иоанна Пророка, ученика Варсонофия, была не менее значимой. В его жизни, полной добродетелей и смирения, тоже проявился дар пророчества. Иоанн, следуя учению своего наставника, в свою очередь, стал духовным наставником для множества людей, которые обращались к нему за советом. В своем смирении он всегда указывал на Варсонофия как на источник всех своих знаний и силы.
После того как Иоанн предсказал свою собственную кончину, он мирно ушел в другой мир. Его смерть последовала вскоре после того, как он исполнил просьбу молодого игумена Елиана, который молил его пожить еще две недели, чтобы научить его уставу и управлению обители. Иоанн согласился и умер, точно исполнив предсказание.
Духовное наследие этих двух великих святых продолжало влиять на жизнь православных монастырей и духовных лидеров. В книге «Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна» содержатся наставления, которые стали важным руководством для духовной жизни. Эти ответы, переданные учениками и вопрошавшими, легли в основу духовных практик, которые применялись в монашеской жизни и стали известны святым, таким как преподобный Феодор Студит, священноинок Никон Черногорец и преподобный Симеон Новый Богослов.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк стали светилами в монашеском мире, чьи учения и духовные подвиги продолжают вдохновлять людей на путь самосовершенствования и глубокого молитвенного единения с Богом. Их жизнь и дела напоминают нам о силе духовного подвига, о важности смирения и безмолвия в поисках истины и благодати.