Защита Фанзиля Ахметшина предоставила следователю 11 письменных свидетельств, которые опровергают выдвинутое против Фанзиля обвинение. Письменных – потому что адвокатам активиста отказали в допросе свидетелей защиты в зале суда.
Нельзя исповедовать одну религию?
Среди свидетелей были и те, кто вместе с Фанзилем ездили с гуманитарной миссией в лагерь беженцев Даадаб в Сомали, по возвращении из которого сотрудники ФСБ и «обнаружили» у активиста полтора грамма опия в открытом кармашке рюкзака. Свидетели говорят, что в этом самом кармашке Фанзиль всегда хранил масляные духи – миск, и в то, что там могли оказаться наркотики, они просто не верят.
Однако в ходатайстве о прекращении уголовного дела и освобождении Фанзиля из-под стражи было отказано. Мало того, выяснилось, что следователь запрашивал у оперативных работников информацию «компрометирующего» характера на всех свидетелей защиты. И оперативники нашли (у двух из одиннадцати): оказывается, один из них привлекался к административной ответственности, а другой — участвовал в митингах.
На этом основании, следователь сделал вывод, что таким «неблагонадежным» свидетелям верить нельзя. Он также заявил, что все свидетели защиты являются лицами «заинтересованными»… так как исповедуют одну религию.
«Никто не спорит, что следователь имеет право запрашивать какие угодно данные, но это только высвечивает всю «натянутость» обвинения, — говорит адвокат активиста Наталья Перевышина. – Почему, например, он не запрашивает характеристики на сотрудников ФСБ или пограничников, которые являются свидетелями обвинения? Может, и они исповедуют одну религию и привлекались к административной ответственности, хотя бы за нарушение правил дорожного движения».
Был бы человек, а статья найдется
Однако, в этом случае обвинители хотя бы не нарушают закон. Гораздо удивительнее выглядит само обвинение Ахметшина. Активиста судят по трем статьям – 228-ой — «хранение наркотиков», 188-ой – «контрабанда наркотических средств» и знаменитой «экстремистской» 282-ой.
Но вот незадача – 188 статья – самая «тяжелая» в деле Фанзиля, из-за которой он уже восьмой месяц остается в СИЗО, с 7 декабря 2011 года утратила силу. То есть попросту перестала существовать в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Однако осталась в уголовном деле Фанзиля.
«В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, если уголовное наказание перестало существовать до вступления приговора в законную силу, то и уголовное преследование подлежит прекращению», — поясняет адвокат.
О такой нелепости Наталья Перевышина написала в жалобе прокурору республики Башкортостан Хуртину Сергею Анатольевичу и попросила дать указание следователю исключить эту статью из заключительного обвинения и освободить Ахметшина из-под стражи, поскольку остальные статьи опровергаются показаниями свидетелей. Но и эту жалобу не удовлетворили…
Не меньшее недоумение вызывает у защиты и преследование Ахметшина за «экстремизм».
Свидетелями в этом деле выступили четыре человека. Двое граждан Узбекистана, которые после ареста Фанзиля самостоятельно пришли в ФСБ и предъявили диски с экстремистской литературой, якобы переданные им Ахметшиным 25 июля прошлого года; и двое засекреченных свидетелей, которые припомнили, что осенью 2010 года Фанзиль говорил в их присутствии о том, что мусульман в России «прессуют» и даже предлагал почитать некие запрещенные книги.
«Проблема в том, что этот эпизод – «экстремистские» разговоры осенью 2010 года, Фанзилю в вину не вменяется… Тогда остается загадкой, свидетелями чего являются эти двое «засекреченных» людей, — говорит защитница Ахметшина. — Чего не коснись в этом деле — все комично, и насколько же беззаконно».
Все расследование дела велось с нарушение подследственности, утверждает защита. Так, непонятно, почему дело все еще расследуется ФСБ, если этой службе подследственна только контрабанда наркотиков, хранением же наркотических средств должны «заниматься» в наркоконтроле, а экстремизм – дело Следственного комитета.
«Может, этим и объясняется, почему Ахметшина судят по уже несуществующей статье. Потому что ФСБ заинтересовано в этом. Фанзиль и сам не раз заявлял о том, что все уголовное дело заведено лишь потому, что он критиковал руководство ФСБ за преследование «подозрительных» мусульман, чью «неблагонадежность» они доказывали подбрасыванием наркотиков, — говорит адвокат. – Действительно, таких дел очень много. И получается дело Фанзиля — одно из них».
У Фемиды голова не на плечах, а на погонах?
29 июля истекает срок меры пресечения для Фанзиля Ахметшина. За два дня до этого, 27 июля, пройдет очередное предварительное слушание по делу активиста.
Напомним, на прошедшем 19 марта 2012 года судебном заседании прокурор, зачитывая обвинение, сообщил, что Фанзиль хранил, а также контрабандой перевез на территорию России наркотическое средство в период с 24 по 29 декабря прошлого года. Однако сделать этого Ахметшин, находящийся с 29 ноября 2011 года под арестом, никак не мог.
Тогда адвокаты заявили перед судьей ходатайство об изменении меры пресечения Фанзилю на подписку о невыезде и исключении из обвинения двух статей по наркотикам. Однако, уфимский суд счел тогда ходатайства «преждевременными», а после постановил вернуть дело прокурору, который нашел своей оплошности оправдание, назвав его «опечаткой».
«27 июля мы, конечно, снова будем требовать прекратить дело, а суд, боюсь,… откажет», — говорит адвокат Фанзиля.