«Я заявляю, что вступил с этого момента в ряды революции сирийского народа», — сказал Навах аль-Фарес в видео-обращении, размещенном на Facebook.
«Я прошу… военнослужащих присоединиться к революции и защитить страну и ее граждан. Обратите ваше оружие против преступников из этого режима».
«Каждый сириец должен присоединиться к революции, чтобы избавиться от этого кошмара и этой банды, которая насадила коррупцию по всей Сирию и уничтожала государство и общество на протяжении последних 40 лет, и гарантировать светлое будущее для грядущих поколений», — сказал аль-Фарес.
В интервью «Аль-Джазире» бывший дипломат сообщил, что ушел также из партии Баас.
«Я призываю всех честных членов этой партии следовать моему примеру, потому что режим превратил ее [партию] в инструмент для убийства людей и их стремления к свободе»- заявил он.
Навах аль-Фарес — ветеран правящего режима, суннит, занимавший руководящие должности еще при отце нынешнего президента Хафизе Асаде – родом из города Дейр аль-Зор на востоке Сирии, ставшего ареной жестоких боевых действий правительственной армии. Он стал первым высокопоставленным дипломатом, перешедшим на сторону восставших.
«Это только начало серии дезертирств на дипломатическом уровне. Мы находимся в контакте с несколькими послами», — сказал Мухаммад Сермини, член Сирийского национального совета, объединяющего основные силы оппозиции.
Бегство посла стало серьезным ударом для президента Асада, отчаянно пытающегося убедить мир, что защищает свою страну от поддерживаемых из-за рубежа вооруженных группировок, которые стремятся свергнуть правительство.
На прошлой неделе из Сирии бежал бригадный генерал Манаф Тлас — также суннит и в прошлом близкий друг президента Асада, принадлежащего к секте алавитов, старающейся с помощью своих союзников-суннитов сохранить контроль над суннитским большинством населения страны.
«Очевидное решение еще одного высшего сирийского чиновника бросить Асада станет пробоиной в его доспехах, — сказал «Рейтер» один американский чиновник на условиях анонимности. — Хотя посол Фарес и не является членом ближайшего окружения Асада, он уважаемая суннитская фигура, и такой смелый поступок может склонить других представителей суннитской элиты последовать по его стопам».
Следует отметить, что Навах аль-Фарес, имевший, как говорят, тесные связи с сирийскими силами безопасности – вовсе не первый высокопоставленный дипломат, отказавшийся поддерживать злодеяния режима. Еще в декабре прошлого года свой пост в знак протеста оставил сирийский посол в Швеции Бассам Имади.
Бегство Фареса и Тласа — это признаком того, что люди начинают чувствовать близость конца президента Асада, сказал являющийся ныне членом Сирийского национального совета Имади корреспонденту «Аль-Джазиры» в Риме.
«Мы должны рассматривать его [Фареса], как человека очень близкого к режиму. И все же он бежал, потому что, я думаю, он просто не мог больше смотреть на то, что происходит в Сирии. Мы также должны помнить, что он призвал и других послов уйти в отставку. Это означает, что другие последуют этому примеру», — сказал Имади.
«Люди теряют доверие к режиму Асада, — считает Фаваз Гергес из Лондонской школы экономики. — Если посмотреть вокруг Алеппо, или Хамы, или Дераа, [повстанцы] очень сконцентрированы».
«Но если мы помещаем оппозицию за пределами Сирии, то мы на самом деле не можем говорить об альтернативе режиму Асада, — отмечает он. – Пока это еще не столь очевидно, но некоторые признаки подсказывают, что время не на стороне режима Асада… Идет экономическая война, психологическая война. Вот почему нынешнее дезертирство представляет собой моральный и политический удар», — подчеркнул он.
Тем временем оппозиция сообщила в среду о новых обстрелах удерживаемых повстанцами районов Хомса – одного из главных очагов восстания. Бои идут также во многих других частях страны.