По возвращении в Мьянму — бывшую Бирму — она была встречена скандирующей толпой, как и подобает настоящей политической героине. И все же, несмотря на это, ее молчание о продолжающихся преследованиях рохинья делает ее соучастницей этих преследований.
Рохинья — это община из 800 тысяч человек, живущая в бирманском штате Аракан. По данным ООН, это одно из наиболее преследуемых меньшинств, бедственное положение которого, особенно в последнее время, не считая случайных сообщений, по-прежнему почти не освещается.
Когда была изнасилована и убита женщина-буддистка, подозрения и слухи были направлены против общины рохинья, что побудило сотни буддистов выволочь из автобуса десятерых рохинья и убить их: начался новый цикл насилия.
И хотя некоторые СМИ коснулись этой темы, общее молчание означает, что задача оповещения широкой общественности через социальные медиа ложится на местные организации, такие как Restless Beings – «Беспокойные существа».
Среди прочего их возмущает то бесстыдство, с которым образом правительство Бангладеш отвернулось от рохинья, которые бежали в эту страну в поисках убежища: мужчин, женщин и детей кормили по прибытии, а затем отправляли обратно – плачущих, просящих и умоляющих не возвращать их туда, где сжигают мечети. Где детей убивают на глазах их родителей… где …
И когда Су Чжи, третий ребенок Аун Сана – который считается отцом современной Бирмы, или Мьянмы – встреченная бурными овациями в лондонском Вестминстер-холле, обратилась с просьбой о помощи, чтобы дать «лучшую жизнь, больше возможностей народу Бирмы, который так долго был лишен права на свое место в мире», говоря о рохинья она сказала, что «не знает», являются ли они бирманскими гражданами.
Возможно, как полагают некоторые, в своем желании возглавить народ Бирмы она заняла эту неопределенную позицию в угоду бирманскому обществу – в котором многие воспринимают рохинья как иностранцев. Но тогда, боюсь, несмотря на признание ее заслуг в борьбе за мир и восторженный прием здесь, в Европе, получив свободу передвижения, психологически она по-прежнему остается узницей, заключенной под домашний арест.
Фаррух Юнус, магистр международного управления бизнесом. Занимается поиском решений для телекоммуникационных компаний в Европе и Азии, основанных на новых технологиях. Английский вариант статьи опубликован на сайте Onislam.net.