Закрыть

Праздники и приметы

Свидетельство 20 лет спустя

 

Несмотря на ходатайство адвокатов о перерыве в деле на шесть месяцев, судьи Международного уголовного трибунала ООН по бывшей Югославии заявили, что обвинение  может ответить на этот запрос во вторник,  позволив Элведину  Пашичу дать показания.

Младичу предъявлено  11 обвинений, связанных с бойней в 1995 году в анклаве Сребреница,  на северо-востоке Боснии, где  войсками под его командованием были убиты  почти 8 тысяч мужчин и мальчиков – мусульман. Эти обвинения включают геноцид, военные преступления и преступления против человечности.

Он также обвиняется в руководстве продолжавшейся  2 года и 8 месяцев осады  столицы Сараево, в ходе которой от артиллерийских  обстрелов и снайперского огня погибли 10 тысяч человек.

Кроме того, обвинение считает его ответственным за взятие в заложники около 200 миротворцев ООН и приказа своим войскам «зачистить»  боснийские  города, выгнав из них хорватов, боснийцев-мусульман и другое несербское население.

«Вам некуда возвращаться»

«До войны мы жили замечательно,  — цитирует телекомпания «Аль-Джазира» Элведина Пашича. — Мы играли в баскетбол и футбол, мы все делали вместе. Мусульмане, хорваты и сербы, мы все замечательно жили, уважая друг друга».

34-летний Пашич говорил по-английски, тщательно описывая, как они с матерью в конце концов вернулись обратно,  в свою мусульманскую деревню, несмотря на предупреждение двух сербских солдат, патрулировавших окрестности: «Вам тут некуда возвращаться: ваш дом Турция, а это Сербия».

Он рассказал о том волнении, которое чувствовал, когда они все-таки вошли в родное село.  Но подойдя  к своему дому, он понял, что сербские солдаты сказали правду.

«Дом был сожжен дотла, холодильник, телевизор, стены, а то, что осталось от стен,  было ободрано», — рассказал свидетель.

Даже запас одежды, которую они закопали, уходя, был найден  и разграблен.  Голос Пашича прерывался от слез, когда он описывал, как обнаружил свою собаку, расстрелянную возле конуры.

Большинство из тех немногих людей, которые оставались в деревне, в частности, один пожилой и очень религиозный человек, которого знал Пашич, были сожжены заживо в своих домах, сообщил он. Один из жителей был расстрелян.

В то самое  время, когда начинались судебные слушания, тысячи людей вышли на улицы Сараево,  чтобы почтить память 520 из жертв бойни в Сребренице, останки которых будут захоронены в17-ю годовщину тех страшных событий.

Три грузовика с 520 гробами проследовали через Сараево, направляясь к  кладбищу Потокари возле Сребреницы, где они будут похоронены в среду.

«Наши дети возвращаются туда, откуда они отправились в 1995-м. К сожалению, они не живы», — сказала агентству «Франс пресс» наблюдавшая за траурной колонной  Мунира Субашич, которая возглавляет организацию женщин Сребреницы, чьи мужья и сыновья погибли в войну.

Правила изменились

Дававший уже показания в ходе других судебных процессов, Пашич должен также рассказать, как его отделили от других мужчин семьи, и таким образом  ему удалось «избежать казни около 150 человек в ноябре 1992 года в селе Грабовица»,  на севере Боснии, сообщила  сторона обвинения.

В середине дня судьи устроили  перерыв, после которого  как ожидалось, должны были выслушать свидетельские показания о  жестоком обращении сербских военных с мужчинами, женщинами  и детьми во временном лагере для военнопленных, устроенном в соседней школе, сообщает «Аль-Джазира».

Адвокаты Младича в своих письменных обращениях с требованием предоставить им больше времени утверждают, что  судьи недавно изменили правила того, какие документальные доказательства может предоставить обвинение. По их словам, эти изменения позволяют  прокурорам подать значительно больше доказательств, чем разрешалось ранее.

В ходатайстве защиты говорится, что такие  изменения «не имеют аналогов в истории суда и грозят значительным  ущербом для целостности разбирательства.  Необходимы срочные меры коллегии, чтобы избежать очень (большой) потенциальной  судебной ошибки».

Суд над Младичем начался 16 мая, но почти сразу же был приостановлен, поскольку прокуроры признали очевидную техническую ошибку, означающую, что они не могут раскрыть адвокатам защиты  тысячи страниц свидетельств. В случае признания его вины Младичу грозит максимальное наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В начале свидетельских показаний Младич согласно кивал головой, когда Элведин Пашича рассказывал о хороших отношениях между боснийскими мусульманами, сербами и хорватами до войны.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях