В качестве символического жеста потерявший почти половину веса спортсмен съел кусочек шоколада, чтобы показать, что самая длительная из всех объявлявшихся палестинскими заключенными голодовок завершена.
Сарсак был арестован на границе своего родного сектора Газа в июле 2009 года, когда направлялся на Западный берег, чтобы принять участие в футбольном матче. Его бросили в тюрьму без суда и даже без официального предъявления обвинений.
В марте этого года он начал голодовку, требуя освобождения. Когда состояние здоровья футболиста резко ухудшилось, поддержку ему оказали видные деятели мира спорта. Президент ФИФА обратился к израильской федерации футбола с просьбой срочно выступить в защиту Сарсака перед властями страны, а международная организация профессиональных футболистов FIFPro призвала к его освобождению.
Петицию с требованием свободы для Махмуда Сарсака подписали бывший легендарный нападающий «Манчестер Юнайтед» Эрик Кантона, британский режиссер Кен Лоуч и многие другие.
Футбольная ассоциация Палестины обратилась к УЕФА с просьбой отказать Израилю в праве принимать молодежный чемпионат по футболу в 2013 году, выразив обеспокоенность судьбой Сарсака и еще двоих находящихся в израильских тюрьмах футболистов.
Однако в ответном письме президента УЕФА Мишеля Платини, опубликованном в понедельник вечером израильской футбольной ассоциацией, говорится, что турнир все же будет проходить в Израиле, «несмотря на определенное давление, которое оказывается на нас».
Непродовольственная программа протеста
Адвокат Сарсака Мухаммад Джабарин сообщил агентству «Маан», что по условиям соглашения с израильской тюремной администрацией футболист во вторник должен быть переведен в обычную больницу, но вовсе не для постепенного восстановления здоровья после длительного голодания, как передают другие агентства, а для оказания врачебной помощи.
В тот же день 25-летний Махмуд Сарсак будет возвращен в тюремную клинику «Рамле», где и останется до своего освобождения 10 июля и отправки в сектор Газа, добавил адвокат.
Обследовавшие заключенного в начале июня независимые врачи заявили, что он страдает обмороками, провалами в памяти и опасными нарушениями пульса. Шесть дней назад, когда переговоры о его освобождении сдвинулись с мертвой точки, спортсмен согласился принимать витаминизированное молоко, и с тех пор, по словам адвоката, набрал пять килограммов веса, сообщает «Ассошиэйтед пресс».
Сотни находящихся в израильских тюрьмах палестинцев объявили в этом году голодовку, но никто из них не имел такой международной поддержки, как Сарсак, который продолжал акцию протеста, когда другие прекратили голодать, довольствовавшись обещаниями властей улучшить условия содержания и разрешить свидания с родственниками.
Израиль пытался представить Сарсака опасным активистом поддерживаемого Ираном движения «Исламский джихад», убившего десятки израильтян. Служба безопасности «Шин-бет» даже утверждала, что спортсмен лично подложил бомбу, ранившую израильского солдата, хотя позже была вынуждена признать, что «нет никаких фактических данных, чтобы попытаться привлечь его за преступную деятельность».
Голодовки остаются для палестинцев практически единственным эффективным средством оказания давления на Израиль. Акции протеста, в ходе которых несколько заключенных, и среди них Махмуд Сарсак, оказались на пороге смерти, привлекли широкое внимание к практике арестов палестинцев без предъявления обвинений или суда — так называемым административным задержаниям.
Но даже среди тех, кто томится в неволе без суда и следствия, Сарсак представляет собой особый случай. Его лишили свободы как «незаконного комбатанта» — этот статус, по данным израильской правозащитной организации «Бецелем», оставляет еще меньше юридических прав, чем у административно задержанных. Каждые полгода дела таких заключенных пересматриваются, но доказательство того, что они больше не представляют опасности, возложено на них самих, отмечают правозащитники.
В категорию «незаконных комбатантов» попадают задержанные из-за границы, к которым израильские власти относят и жителей сектора Газа. В настоящее время, по данным израильской тюремной администрации, палестинский футболист является единственным удерживаемым в неволе «незаконным комбатантом».