Движение сообщило о победе на пресс-конференции в понедельник утром, основываясь на данных с 12793 из примерно 13 тысяч избирательных участков по всей стране. Мурси получил 12,7 млн. голосов, а Шафик – последний премьер-министр свергнутого режима, бывший глава ВВС – 11,84 млн.
«Мухаммад Mурси является первым всенародно избранным гражданским президентом Египта», — сообщает официальный сайт созданной «Братством» Партии свободы и справедливости.
Сотни сторонников «Братства» из числа молодежи, размахивая флагами, собрались на каирской площади Тахрир, где 16 месяцев назад вспыхнуло восстание против режима Мубарака. Многие собрались возле штаб-квартиры Партии свободы и справедливости, скандируя «Мурси, Мурси… президент», и выкрикивая: «Долой военное правление».
Выступая на пресс-конференции, будущий президент обратился к семьям погибших во время революции, и пообещал восстановить их права в «государстве законов». Он также пообещал египетским христианам-коптам, что все будут частью «его семьи». Мурси заявил, что не намерен «сводить счеты», и будет работать на благо всех египтян.
«Хвала Аллаху, который направил народ Египта на этот правильный путь, путь свободы и демократии», — сказал он, пообещав добиваться «гражданского, демократического, правового и современного государства».
Хотя официальные данные будут опубликованы только в конце этой недели, объявленные «Братством» результаты соответствуют другим неофициальным подсчетам проводившимся местными и международными СМИ, сообщает «Аль-Джазира».
Тем не менее, представители избирательного штаба Шафика заявили, что не согласны с подсчетами «Братства», и будут ждать окончательных результатов.
Явка избирателей была ниже, чем в первом туре голосования, сообщил генеральный секретарь президентской избирательной комиссии Хатем Багато, который провел пресс-конференцию в Каире в воскресенье. В мае свои голоса отдали около 46 процентов из 51 млн. избирателей Египта.
Военные поправили конституцию
Новому президенту предстоит вступить в должность на фоне сильной политической неопределенности. В ночь на воскресенье правящий в Египте Верховный совет вооруженных сил (СКАФ) опубликовал свое долгожданное «конституционное приложение», в котором определяются полномочия главы государства.
Власть президента будет весьма ограничена: например, он может объявить войну только после того, как получит одобрение СКАФ. Зато он всегда может рассчитывать на военных в деле подавления «беспорядков» в стране.
На прошлой неделе военный совет распустил парламент после постановления Верховного суда, признавшего этот законодательный орган неконституционным. Суд постановил, что положения закона о выборах — которые позволили политическим партиям бороться за места, отведенные для независимых кандидатов — являются нарушением действующей конституции.
После роспуска парламента контроль над законодательным процессом и бюджетом страны взяли армейские генералы.
«Высший совет вооруженных сил будет осуществлять полномочия, указанные в первом пункте статьи 56 [статьи о законодательной власти] … до избрания новой народной ассамблеи», — говорится в указе военных.
Парламентские выборы должны пройти в течение одного месяца после того, как будет принята новая конституция. Разработкой ее проекта, который затем будет вынесен на референдум, занимается конституционное собрание из 100 членов, назначенное незадолго до роспуска парламентом. Однако если текущий состав «столкнется с препятствиями», военные пообещали назначить ему замену.
«Братья-мусульмане» немедленно выступили с осуждением указа военных, назвав в кратком заявлении в «Твиттере» «незаконным и неконституционным». Отвечая на вопрос журналиста об этом указе во время пресс-конференции движения, координатор избирательной кампании Мурси Ахмед Абдель-Aтти заявил, что в ближайшем будущем ожидает «народных выступлений» против него.
Исламские и либеральные политики Египта назвали инициативу правящего совета «военным переворотом», сообщает «Рейтер».
«Это серьезный удар по демократии и революции, — написал в «Твиттере» бывший дипломат ООН и лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад аль-Барадеи. — СКАФ удерживает законодательную власть, лишает президента всякой власти над армией, и укрепляет свой контроль».
«Эта «неконституционная декларация» продолжает прямой военный переворот, — вторит ему независимый исламский кандидат в президенты Абдель Монейм Абуль Футух, не прошедший во второй тур выборов. — Мы обязаны противостоять этому».
Социальная сеть Facebook, сыгравшая огромную роль в консолидации народных выступлений против президента Мубарака, полна возмущенных и насмешливых высказываний о том, что глава государства не сможет контролировать свои собственные вооруженные силы. «Это означает, что президент избран, но власти не имеет», — гласит один из комментариев.