Закрыть

Праздники и приметы

Подземные артерии Газы

 

«Хотите пойти в туннели? Пятьдесят долларов», — шепотом говорили они выходящим из ворот неудачливым путникам.

Взгляды их при этом были устремлены на египетских полицейских, закрывающих глаза на подобную деятельность до тех пор, пока о туннелях не упоминается вслух.

Официально запрещенные в Египте, они являются основой жизни и торговли в Газе.  Несмотря на то, что граница с Египтом была официально открыта для туристов в прошлом году, от туннелей по-прежнему зависит доставка в сектор как самого необходимого —  продуктов питания, строительных материалов и одежды, так и предметов относительной «роскоши» — бытовой электроники, автомобилей и даже свадебных платьев.

Подземные ходы  спрятаны в  «деревне туннелей», которую я вознамерилась отыскать. Сделать это оказалось не сложно:  нужно просто свернуть налево с шоссе в  Рафах возле покрытой фиолетовыми цветами бугенвилии. Дорога ведет через деревню с запертыми домами и несколькими  магазинчиками.  Воздух тяжелый от песчаной пыли, поднятой сотнями землекопов,  все тает в коричневом мареве, так что в десяти метрах уже ничего не видно.

Каменистые тропинки ведут к группке домов,  отгородившихся от мира тяжелыми ставнями. Через некоторое время я уже протискивалась в узкий туннель, обрамленный толстыми досками, вход в который скрывался в  сарае за одним из домов.

Первое, что я услышала, ступив на ведущие в туннель шаткие каменные ступеньки, был окрик: «Береги голову».  Эту фразу за время километровой прогулки в Газу мне предстояло услышать еще не раз.

«Я гораздо больше боюсь бомбежек, чем треснуться головой!»  — выкрикнула я в ответ на примерно  10-е предупреждение.  Мой проводник, отказавшийся назвать свое имя из опасений властей, впрочем, как и все остальные,  с кем я тут говорила, громко расхохотался. С полминуты он не мог прийти в себя от «нелепости» моих страхов.

В самом устье туннеля были еще четверо рабочих. Сидя на корточках, они с помощью замысловатой канатно-блочной системы  переправляли щебень, который пойдет на изготовление  кирпичей для строительства в секторе Газа. Процесс это очень трудоемкий. Доставляемые тонны камней вручную перетаскивают в туннель, и загружают в  большие синие пластиковые корзины, соединенные в длинный поезд наподобие вагонеток.

Мимо нас просвистели пустые корзины, резко остановившись у  входа в туннель.

«Такая наша жизнь, — сказал один из рабочих, с лицом покрытым толстым слоем белой пыли. — Жизнь дорога, а в Рафахе  даже еще дороже, чем в Каире. Так что приходится работать и жить под землей».

Мы прошли еще около 100 метров, и туннель стал настолько широким, что поместится автомобиль. Но по большей части приходилось идти,  согнувшись в три погибели — мой проводник упорно отказывался двигаться вперед, пока я не  нагнусь чуть ли не до пола, чтобы, не дай Бог, не  стукнуться головой.

Туннель прорыт на глубине всего около  двух метров  от поверхности земли, и идет все время  почти  строго по прямой.

Несмотря на свой скромный внешний вид, эти туннели – в особенности самые последние  — построены с величайшим мастерством и точностью. Деревянные детали плотно подогнаны, лампы висят с таким расчетом, чтобы было достаточно света, и в то же время не нужно было тратить слишком много электроэнергии. Пройдя еще метров 300, я, наконец, увидела свет в конце туннеля.

Проводник велел мне подождать, пока он договорится с владельцем туннеля. «Нужно иметь разрешение от правительства Газы на пересечение границы, — объяснил он. – Иначе ХАМАС оштрафует его на полторы тысячи долларов».

По большей части туннелей Газы можно пройти, согнувшись в три погибели

Ожидая, пока владелец удостоверится, что представителей властей в округе нет, я увидела подошедших осторожно ко входу двух женщин. «Ну, не знаю», — неуверенно прошептала одна из них, и они исчезли в глубине казавшегося  бесконечным туннеля, отбросив на ходу с лица никабы, чтобы было легче дышать.

Меня позвали наружу, и  встретилась с владельцем туннеля, палестинцем, с пыльного и обветренного лица которого не сходила улыбка. Он объяснил мне, как на самом деле попадают в сектор Газа.

«Если кто-то хочет перейти из Египта через мой туннель, он должен позвонить мне примерно за неделю, и должен подать заявление на получение разрешения от ХАМАС, —  сказал он. — С точки зрения правительства Газы неважно, пересекаете ли вы границу,  или пробираетесь через туннель — необходимо получить разрешение».

Многие египтяне считают, что после революции, свергнувшей  правительство в прошлом году, пропускной пункт в Рафахе должен быть открыт для торговли и полной свободы передвижения, чтобы покончить с  экономической блокадой сектора Газа.

Жители Газы всегда считали туннели законными путями торговли и связи с миром, необходимыми для выживания в условиях блокады. Израильское правительство называет их  незаконным маршрутом контрабанды, и часто наносит по ним авиаудары, в которых обычно оказываются под завалами и гибнут рабочие.

Несмотря на регулярные израильские бомбардировки, а во времена правления президента Хосни Мубарака в Египте —  еще и намеренные затопления, и даже подключение электрического тока, туннельные рабочие,  возможно, по привычке, к перспективе обвала относятся довольно невозмутимо. Хозяин  туннеля очень смеялся, когда мой гид рассказал ему, что я боюсь авиаударов.

И тут, как по заказу, над нами загудел израильский F-16.  Хозяин взглянул  на самолет с широкой улыбкой, и в шутку принялся махать  летчикам, указывая на меня рукой. «Вот она, здесь!» — крикнул он в широкое небо.

Все так и покатились со смеха, и когда я нагнувшись, входила в туннель, чтобы вернуться в Египет, я услышала вслед: «Береги голову!»

Рукайя Изиддин, New York Times


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях