В Вильнюсе прошло собрание оргкомитета по созданию переходного правительства Белоруссии. Оргкомитет возглавил полковник в отставке Владимир Бородач, в настоящее время проживающий в Германии. Он рассказал журналистам, что этот оргкомитет создают белорусские эмигранты, но его костяк находится в самой Белоруссии. По словам полковника, организаторы не только декларируют объединение белорусских демократических сил, но стремятся придать системность их работе. В ближайшее время будут опубликованы принципы, цели и задачи новой структуры.
«Переходный» полковник
Владимир Бородач пояснил, что работа над проектом создания переходного правительства началась сразу после событий 19 декабря 2010 года, когда белорусские власти грубо подтасовали итоги прошедших президентских выборов и жестко подавили акции протеста оппозиции. «Можно констатировать, что выборы не состоялись, президент Белоруссии не легитимный, а значит, нужна определенная переходная политическая структура», — утверждает он.
Владимир Бородач к моменту распада СССР командовал 5-й отдельной бригадой белорусского спецназа министерства обороны. Был активным сторонником оппозиционного кандидата Александра Лукашенко на президентских выборах 1994 года. Но после референдумов 1995-го и 1996-го годов, организованных Лукашенко для укрепления своего политического положения, стал столь же активным оппонентом главы государства.
Как профессиональный военный, считал себя ответственным за защиту здания Верховного Совета, занятого депутатами, объявившими импичмент Александру Лукашенко. После разгрома парламента полковника уволили в запас. В 2010 году полковник Бородач выступил с рядом резких личных выпадов в адрес Александра Лукашенко, в том числе в нашумевшем сериале НТВ «Крестный отец». После событий 19 декабря прошлого года покинул Белоруссию и уехал в эмиграцию в Германию, где получил статус политического беженца.
«Маргинальная» или «параллельная» структура?
Нынешний почин полковника вызвал неожиданно консолидированную отрицательную реакцию, как белорусских властей, так и немалой части оппозиции.
МИД Белоруссии назвал эту информацию «бредом, достойным книги рекордов Гиннеса». Председатель Партии Белорусского народного фронта Алексей Янукевич заявил, что «создание белорусского правительства в изгнании может окончательно маргинализировать оппозицию». По его мнению, инициаторы этой идеи исходят из того, что политическую работу в Белоруссии проводить нельзя, что политических сил внутри страны, которые могли бы реально этим заниматься, также нет.
Сопредседатель партии Белорусская христианская демократия Павел Северинец напомнил WordYou, что белорусское правительство в изгнании существует на протяжении многих десятилетий под названием Рада Белорусской Народной Республики. Сначала ее создали представители белорусской интеллигенции, покинувшие страну после победы большевиков, потом это дело продолжили их дети.
Северинец утверждает, что считает полковника Бородача порядочным человеком и принципиальным борцом с режимом, но «если уж браться за переформатирование правительства в изгнании, то нужно это делать вместе со старой эмиграцией, в рамках той же Рады БНР», которую ныне возглавляет канадская художница белорусского происхождения Ивонна Сурвилла.
Но и среди белорусских эмигрантов нет единства по этому вопросу. Так, первый руководитель Белорусского народного фронта Зенон Позняк, проживающий ныне в США, утверждает, что эта инициатива имеет простую цель: «дискредитировать белорусскую национальную эмиграцию и организовать маргинальное псевдонациональное правительство».
Зато идея создания переходного правительства Белоруссии нашла понимание в МИД Литвы, глава которого Аудронюс Ажубалис подчеркнул, что «такая параллельная структура могла бы найти отклик в Белоруссии». В белорусском МИДе комментарии Ажубалиса назвали «нелепостью».
Яснее надо формулировать
Белорусский режиссер-кинодокументалист Юрий Хащеватский утверждает, что неприятие проекта Владимира Бородача представителями оппозиции в первую очередь связано с недостаточной ясностью самого проекта, в котором пока не сформулированы ни стратегические, ни тактические цели и задачи. Между тем, по мнению господина Хащеватского, создание такого центра могло бы «технически» помочь борцам против нынешнего белорусского режима. «Но войти в его состав должны в большинстве своем не эмигрантские политики, а люди, занимающиеся реальным делом в Белоруссии», – подчеркнул WordYou Хащеватский.
По его мнению, есть много задач, которые может решить только такой центр. Например, переходное правительство должно заявить о нелегитимности приватизационных процессов, которые проводит нынешняя власть в Белоруссии. «Необходимо ясно и недвусмысленно заявить, что режим Лукашенко распродает национальную собственность, не имея на это никакого права. Деньги, полученные за проданные предприятия, направляются не на модернизацию экономики, а на поддержание существования самого режима», — считает Хащеватский. Он полагает, что «противостоять этому процессу может только признанный и легитимный центр. И было бы правильным его создать».