«В ситуации, когда неправительственные организации не имеют достаточно средств для финансирования своей деятельности и постоянно ищут деньги, вакф и закят должны помочь им в этом», — подчеркнул председатель правления итальянской некоммерческой организации ASSAIF – Альберто Брунони, отметив, однако, что пока эти инструменты не всегда и не везде работают должным образом.
«Хотя исламские финансы в последнее время переживают значительный успех, они, в основном, фокусируются на крупных инвестиционных проектах, зачастую упуская из виду благотворительную деятельность. И НКО предстоит решать эту проблему», — заявил Альберто Брунони.
Недостаточность образования и бедность – главные проблемы исламского мира. И возрождение вакфа невозможно без устранения этих двух проблем. Поэтому все усилия нужно направить и на экономическое, и на духовное развитие исламского мира.
В свою очередь президент и основатель Всемирного конгресса мусульманских филантропов Тарик Чима из США поделился опытом успешного взаимодействия некоммерческих организаций с бизнесом в современном мире.
«Населения становится все больше, мы уже перевали за 7 миллиардов человек, и мир меняется. В какой-то мере, он становится богаче, быстро развиваются технологии, связи между людьми становятся все сильнее. Однако растут бедность, количество эпидемий, болезней, катастроф, число вооруженных конфликтов, финансовые системы приходят в коллапс. Видно, что-то мы делаем не так», — заявил Тарик Чима.
По словам филантропа, есть три структуры, которые призваны помочь обществу в условиях кризиса, — это правительство, бизнес и некоммерческие организации, при условии, что все трое будут взаимодействовать друг с другом.
«НКО раньше были в некой изоляции, но ее уже невозможно терпеть. Необходимо партнерство между всеми игроками. И насколько хорошими партнерами они будут, насколько успешным будет общество», — говорит доктор Чима.
Как же заставить их работать вместе?
Тарик Чима напомнил, что призвание бизнеса – получать прибыль, и представители НКО не должны об этом забывать.
«НКО постоянно ищут спонсоров для своих проектов, то есть НКО нуждаются в поддержке бизнеса. А он в свою очередь нуждается в прибыли. Но также – в создании имиджа. Поэтому стратегией для некоммерческих организаций в этом случае – убедить, что у них есть общие цели», — говорит филантроп.
Как пояснил господин Чима, тут главное – профессиональность, НКО важно осознавать, что и ради чего они делают. То есть, мало быть хорошими людьми — нужно быть профессионалами. «Никакой бизнес не будет иметь с вами дела только потому, что вы хороший человек», — подчеркнул филантроп.
Также в работе некоммерческих организаций жизненно необходимы прозрачность и отчетность – какими бы хорошими не были ваши идеи, вряд ли это принесет вам спонсоров, если вы не будете подотчетны и прозрачны. Не стоит, по словам Тарика Чимы, забывать и о связях с другими НКО. «Надо выстраивать партнерские отношения, организовывать ассоциации, корпорации, союзы», — сказал Тарик Чима.
«Надо быть просто более честными и гибкими, уметь приспосабливаться и прислушиваться к советам. И очень важно – надо быть инновационными. Конечно, правильно использовать традиционные методы, но нужно искать и новые альтернативные пути», – заключил филантроп.
Наследие Пророка
Об опыте работы институтов закята и вакфа в чрезвычайных ситуация и в зонах катастроф рассказал директор по международным отношениям Агентства по чрезвычайным ситуациям и гуманитарной помощи – «Союз арабских врачей» доктор Амр Арфин из Египта.
«Что же такое вакф? Мне хотелось бы привести один пример. Во время засухи в Нигерии один человек приобрел буровую машину, которая копала колодцы. Благодаря этому мы смогли обеспечить водой 2 600 000 человек. Представьте себе, сколько человек получили пользу! Это и есть вакф. Вакф – это пожертвование денег или какого-то имущества на конкретные благие цели ради Аллаха. И это то, что не подлежит продажи или купли», — пояснил доктор Амр.
По словам доктора, вакф направлен на просвещение, заботу о неимущих, сиротах, заключенных, должниках, образование. В эпоху оттоманской империи благодаря вакфу строили библиотеки и школы, больницы и мечети. «Представьте, был даже центр вакфа по сбору грудного молока для молодых матерей, у которых не хватало молока», — говорит доктор Амр.
«Наш союз был организован в 62 году, в него входят все арабские медицинские организации более чем в 70 странах мира. И вот, благодаря институтам вакфа и закята мы осуществляем свои проекты в оккупированной Газе или переживающей гуманитарную катастрофу Сомали. В прошлый Рамадан мы сотрудничали с фондом «Солидарность», который привез в Газу лекарства, а также оказали гуманитарную помощь Сомали», — рассказал доктор Амр.
В священный месяц Рамадан в 2011 году «Союз арабских врачей» открыл фонд по закяту для Сомали, который сумел собрать 200 000 долларов. Благодаря этим пожертвованиям в Сомали смогли построить клинический центр и открыть курсы для врачей.
«Мы также выкопали 15 источников воды в этой стране, где люди страдают от сильной засухи. И это все — вакф и закят. И мы должны постараться, чтобы эти институты были внедрены во все области нашей жизни», — заключил доктор Амр.
Основатель и директор центра образования и науки «Нахла» Сахия Дедовик из Боснии рассказала, как обстоят дела с вакфом в ее стране, которая, несмотря на значительные последствия от войны, сейчас весьма эффективно выступает в области вакфа.
«Вакф – это незыблемая традиция ислама, и в Боснии накоплен большой исторический опыт в этом плане – как позитивный, так и не очень. Многие города были основаны благодаря институту вакфа после прихода ислама в Боснию. Наша столица – Сараево образовалась из центра вакфа, а потом превратилась с городское поселение, — рассказала Сахия Дедовик. — У нас вакф используется в различных областях – благотворительности, образовании, коммерческой деятельности.
Как рассказала Сахия, с приходом ислама на Балканы, вакф сыграл главную роль в становлении мусульманского общества, но потом этому институту пришлось пройти много трудных периодов. После падения оттоманской империи многие центры вакфа были потеряны. Но самым мрачным для ислама периодом оказалась эпоха социализма в Югославии.
«Многие центры вакфа были захвачены и национализированы. Материальный урон был чудовищен – чистая стоимость национализированного имущества вакфа оценивается в 550 миллионов евро. Однако, даже пройдя эти тяжелые времена, вакф в Боснии сохранился и имеет большой потенциал», — говорит Сахия.
Сегодня вакф в Боснии имеет централизованное управление. Благодаря вакфу в стране было построено более тысячи мечетей, множество школ, детских садов и больниц.
«Централизованное правление в области вакфа – очень важно, именно благодаря этому мы сейчас можем вернуть утраченные центры вакфа. И это позволяет сделать его эффективным и долгоиграющим. Мы надеемся, что она превратится в главный источник доходов в нашем обществе», — утверждает Сахия.
Что касается России, по словам президента благотворительного фонда «Солидарность» Лилии Мухамедьяровой, в нашей стране институт вакфа только начинает свое развитие, в отличие от закята, «который сегодня в России уже является реально действующим».
Так, фонду «Солидарность» удалось достигнуть заметных успехов в этом направлении. В прошлом году закят составил большую часть пожертвований в фонде.
«В 2011 году мы собрали всего 25 млн рублей, среди них 14 млн – это закят. Я считаю, что это успех, поскольку реальная благотворительность возможна тогда, когда приходит осознание важности закята – наследия нашего Пророка, третьего столпа ислама, священного долга, который был возложен Всевышним на мусульман. Закят формирует серьезное отношение и ответственность за обездоленную часть общества, его проблемы», — подчеркнула Лилия.
Однако, по словам президента «Солидарности», в России остается много проблем, препятствующих эффективной благотворительности. Это непрозрачность, неэффективность и необразованность как большинства НКО, действующих на территории нашей страны, так и бизнеса.
«Пока самой большой проблемой для нас является неготовность бизнеса к тому, чтобы закят отправился на решение проблем, а не просто отдавали его из рук в руки. Конечно, ваше сердце облагораживает встреча с бедняками… Но мы в конце концов работает во имя справедливого и процветающего общества. И поэтому эти бедняки после получения закята должны переходить в категорию из получающих закят в категорию его дающих», — заключила Лилия Мухамедьярова.
Круглый стол организовал фонд «Солидарность» (Москва). Мероприятие посетили общественные деятели и представители благотворительных организаций из различных регионов России: Москвы, Татарстана, Башкирии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Самарской области, а также из стран зарубежья – Италии, США, Боснии, Египта, Турции и Украины.