Анализ недавних выборов во Франции показывает, что этой первой с 1995 года победой социалисты в значительной мере обязаны мусульманам, подавляющее большинство которых голосовало за Олланда. Тот факт, что последователи ислама впервые в истории смогли повлиять на исход президентских выборов в крупнейшей западноевропейской стране, демонстрирует на самом деле зарождающуюся тенденцию.
Они это сделали
Поскольку число политически активных мусульман во Франции продолжает стремительно расти, и большинство из них голосуют за Социалистическую и левые партии, консерваторам будет в дальнейшем все труднее пробиться к власти.
По данным опроса 10-ти тысяч французских избирателей, проведенного компанией Opinion Way для парижской газеты Le Figaro, 6 мая за Олланда проголосовали целых 93% французских мусульман, и только 7% отдали свои голоса действующему президенту Николя Саркози.
Всего в выборах приняли участие около 2-х млн. мусульман. Это означает, что примерно 1,7 млн из них поддержали кандидата социалистов. Олланд обошел Саркози всего на 1,1 миллиона голосов, так что можно утверждать, что они были решающей силой, определившей исход президентской гонки.
Уже сейчас во Франции проживает от пяти до шести миллионов мусульман – больше, чем в других странах Евросоюза – и в ближайшие годы, по прогнозам, эта цифра будет стремительно расти. Согласно самым скромным подсчетам, в следующие полтора десятилетия количество мусульман превысит 10% населения Франции.
Что роднит социалистов и мусульман?
Не только во Франции, но и в Европе в целом мусульмане, как правило, по целому ряду демографических, социально-экономических и идеологических причин поддерживают социалистов.
Большинство мусульман в Европе относятся к малообеспеченным слоям населения и страдают от более высокого уровня безработицы. В результате социалисты и приверженцы ислама оказались тесно связаны политически выгодными и взаимозависимыми отношениями, которые могут сложиться между обладателями правом распределения социальных благ и обладателями голосов. Неудивительно, что социалисты выступают за рост мусульманской иммиграции, которая, в свою очередь, приводит к увеличению числа избирателей партий левого толка.
Хотя в идеологической сфере многие мусульмане выступают против светской повестки дня социалистов, большинство из них полностью поддерживают социалистические представления о мультикультурализме.
Что касается внешней политики, то хотя Олланд и не выразил четкого отношения к Израилю, сказав, что хочет посетить еврейское государство и оккупированные палестинские территории этим летом, в израильском лобби страны опасаются перемены прежнего курса.
Ведь новый президент вполне может окружить себя левыми советниками, которые будут подталкивать его дистанцированию от установленного Николя Саркози произраильского курса.
А евреи не левеют
Олланд также высказал возражения по поводу возможной израильской или американской военной операции против иранских ядерных объектов. Многие аналитики полагают, что новое французское правительство будет стремиться ослабить международные санкции против Ирана.
Политические изменения во Франции вызывают серьезную озабоченность у проживающих в стране евреев. В тот самый день, когда французы избрали Олланда новым президентом, более 5-ти тысяч евреев приняли участие в посвященной иммиграции в Израиль выставке «Алия» в Париже. Обычно это ежегодное мероприятие, проводимое Еврейским агентством, привлекает лишь около 2-х тысяч посетителей.
Следует отметить, что Франция – далеко не единственная европейская страна, в которой мусульмане оказывают влияние на политическую динамику.
Языком плаката и цифр
В Дании социалистический премьер-министр Хелле Торнинг-Шмидт выиграл парламентские выборы в сентябре 2011 года с перевесом всего в 8500 голосов. Согласно опросу общественного мнения, 89,1% мусульман страны выразили готовность голосовать за Социалистическую или левые партии. В Дании проживает около 200 тысяч мусульман, половина из которых имеют право голоса.
В Великобритании, по данным опубликованного недавно доклада «Степени отчуждения: избиратели из этнических меньшинств и Консервативная партия», 47% мусульман чувствуют симпатию к Лейбористской партии, и только 5% поддерживают консерваторов. Во время выборов 2010 года мусульманские избиратели оказались решающим фактором в 82 избирательных округах.
В лондонском округе Tower Hamlets мусульмане выбрали мэром уроженца Бангладеш Лютфура Рахмана, связанного с общественной организацией Исламский форум Европы, которая выступает за участие мусульман в политической и общественной жизни, «распространяя неискаженные представления об исламе».
В Бельгии мусульмане сейчас составляют четверть населения Брюсселя. В реальном выражении их число в столице – где проживает половина мусульман страны — достигло 300 тысяч. Последователей ислама уже насчитывается больше, чем католиков, а к 2030 году, по прогнозам демографов, они составят большинство населения города. В целом по стране, согласно прогнозу авторов проводившегося институтом Itinera исследования, к 2060 году 60% населения будет иностранного происхождения, что окажет непосредственное влияние на бельгийскую политику.
В Норвегии, как показывают новые статистические данные, иммигранты к 2040 году будут составлять почти половину населения Осло. Всего же число иммигрантов в стране может увеличиться за этот период с 12% до 24% — от нынешних 600 тысяч человек до 1,5 млн.
На юге Европы ситуация пока иная
В Испании социалистическая партия попыталась провести в парламенте законопроект, позволяющий более чем 500 тысячам марокканцев, проживающих в стране, голосовать на муниципальных выборах. В случае принятия этот закон обеспечил бы постоянный контроль социалистов во всех испанских городах со значительным мусульманским меньшинством.
Однако в ноябре 2011 года эти планы потерпели крах, когда в ходе всеобщих выборов соцпартия была вытеснена из власти.
Соерен Керн Сёрен Керн, старший научный сотрудник по европейской политике Группы стратегических исследований, Мадрид.
Полный текст статьи опубликован на сайте Gatestone Institute.