Закрыть

Обо всём

Мечеть дает надежду наркоманам

 

В Малайзии, мусульманской стране, где наркомания остается социальным табу, он чувствовал себя изгоем, пока вдруг не нашел поддержку там, где меньше всего ожидал – в столичной  мечети «Ар-Рахман».

Совершив молитву, Фейсал покидает единоверцев, и отправляется на верхний этаж, чтобы получить дозу метадона в клинике для  наркоманов — первой в мире, работающей в мечети, по данным ВОЗ.

«Раньше никто не мог мне помочь», — вспоминает Фейсал,  чувствовавший себя, по собственному выражению, «отбросом общества».

Успех нынешнего курса лечения он объясняет не столько облегчающим «ломку» метадоновым  сиропом,  который выдает два раза в неделю медперсонал, сколько духовным руководством, получаемым от имамов мечети.

Решение открыть в мечети клинику для наркоманов, принятое два с лишним года назад, было воспринято с изумлением в стране, законы которой предусматривают смертную казнь для наркоторговцев. Уличенные  в хранении зелья свыше определенного количества считаются  виновными в торговле наркотиками – хотя правозащитные организации и утверждают, что это противоречит международным нормам справедливого судебного разбирательства.

Руководящему клиникой Рушди  Абдул Рашиду, главному координатору Центра изучения зависимостей Университета Малайя, пришлось изрядно потрудиться, чтобы убедить руководство мечети и религиозные власти одобрить ее открытие.

В конце концов религиозные деятели  Малайзии дали зеленый свет, решив, что по нормам ислама метадон запрещенным веществом не является.

«Это Богом данное лекарство. Оно помогает при длительном лечении наркомании, удерживая пациентов от рецидива», — говорит Рушди, преподаватель и консультирующий психиатр, применяющий его для  лечения наркотической зависимости на протяжении 10 лет.

К 2015 году Центр планирует расширить программу примерно на треть из 6 тысяч мечетей страны, чтобы охватить 72 тысячи потребителей героина. В Малайзии, по некоторым оценкам,  насчитывается 350 тысяч наркоманов, и к 2015 году эта цифра может вырасти до полумиллиона — отчасти из-за высокого процента рецидивов, считает Рушди.

В планах Центра – не только мечети, но и христианские церкви, и индуистские храмы, начиная со знаменитого храма в пещерах Бату Кейвс,  на окраине Куала-Лумпура.

Тесно сотрудничает с университетом в борьбе с наркоманией правительственный Департамент исламского развития, следящий за выполнением законов ислама.  Сотрудник департамента Гаффар Сурип считает, что мечети можно использовать для «всеохватного лечения».

«Применение метадона — лишь одна часть лечения наркозависимых, мы должны также обращать внимание  на духовные, психологические и психосоциальные аспекты состояния пациента», сказал он агентству «Рейтер».

Честно говоря, отношение к пациентам клиники не всегда бывает радушным. Те, кто приходит за помощью в мечеть «Ар-Рахман», подвергаются зачастую осуждению прихожан, а порой и руководства мечети.

«Люди всегда связывают  наркоманию с преступностью, и спрашивают, почему клиника находится именно здесь. Они думают, что мечети существуют  только для «хороших», — говорит  Гаффар.

Фейсалу Фахарудину лечение помогло. Впервые он попробовал героин еще в 15 лет. Сейчас 48-летний отец четырех детей зарабатывает на жизнь, развлекая приезжающих в Куала-Лумпур туристов.

Шесть лет назад, когда он поступил в государственную клинику,  метадоновая программа только ослабила зависимость, но не помогла избавиться от нее. Позже он стал одним из 50 пациентов, отобранных для программы в мечети «Ар-Рахман».

«Я предпочитаю приходить сюда, потому что чувствую себя ближе к Богу. Чувствую себя очищенным», — говорит он.

«Это совершенно разные вещи – лечиться в мечети, или в обычной клинике. Здесь невозможно врать, потому что чувствуешь, что Бог за тобой наблюдает».

 


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях