Закрыть

Колонки

Египет. Выборы. Весна

 

Глава египетского государства традиционно играет исключительную роль в египетской политической системе. И от того, кто именно будет избран новым президентом, зависит дальнейший ход исламской революции в этой стране, роль Египта на международной арене и на арабской арене. Поэтому президентские выборы в любом случае станут важной вехой новейшей, не только египетской, но и арабской истории.

Хитросплетения египетских выборов

Неким парадоксальным образом все три ведущих кандидата на пост Президента Египта представляют собой три основных среза социально-экономической и социально политической структуры египетского общества.

Традиционно египетские военные играют особую роль в обществе АРЕ. Из военной среды вышли и Гамаль Насер, и Анвар Садат, и Хосни Мубарак. Генералитет контролирует значительную часть египетской экономики, поскольку страна имеет собственный военно-промышленный комплекс. Во многом  Мубарак был свергнут  в феврале прошлого года, потому что, лишился поддержки военных, которые не простили ему нарушения негласной традиции: кандидатуру президента выдвигает военная среда.  Хосни Мубарак, вопреки мнению  генералитета, стал выдвигать в престолонаследники своего сына Ааля, который сейчас находится  в тюрьме. И в отличие от своего отца, вряд ли оттуда выйдет. Египтяне умеют мстить.

«Братьям-мусульманам», которые оказались за прошедший год не очень опытными политиками, не удалось расколоть египетский генералитет, хотя реальные предпосылки для этого были. Более того, столкнувшись с некомпетентностью и недостатком политической воли у «Братьев», высший офицерский корпус смог консолидироваться и выдвинуть своего кандидата – Амра Мусу. Ему – 75 лет, он карьерный дипломат, был министром иностранных дел при Мубараке, по взглядам – умеренный арабский националист, возглавлял Лигу арабских государств. Амр Муса символизирует альянс генералитета и большей части бюрократии бывшего режима с частью секуляристов, христиан, либералов, которые не хотели бы видеть во главе Египта ортодоксального мусульманина. Поэтому организационная и аппаратная поддержка Амру Мусе гарантирована.

Но для продвижения своего кандидата генералитет должен был сначала вывести из игры ключевого своего оппонента – одного из наиболее опытных политическимх лидеров «Братьев-мусульман» Хайрата аш-Шатера, который не только представлял собой действительно харизматическую фигуру, но и имел не меньший внешнеполитический потенциал, чем военные.  Аш-Шатер представлял собой главную угрозу для долгосрочных интересов высшего офицерского корпуса Египта.  Формально его сняли за незакрытые судимости. Но для того, чтобы не вызвать недовольства населения кандидатуру аш-Шатера «разменяли». Был выдвинут в президенты (по согласованию с Генштабом, конечно) бывший главный куратор египетских спецслужб и одна из наиболее ненавистных для населения Египта фигур бывшего режима Омар Сулейман. В итоге «по справедливости» сняли одновременно и Хайрата и Сулеймана.

Спешная кандидатура

Для руководства «Братьев» это оказалось сильным и неожиданным ударом, и они в спешном порядке зарегистрировали кандидатом в президенты Мухаммада Мурси — руководителя Партии свободы и справедливости, которая победила на недавних парламентских выборах.  Мурси – один из заслуженных лидеров «Братьев», давнишний член высшего бюро при Верховном наставнике, профессор, до сих пор преподает в университете.   Но, ему недостает политической харизмы, он пока еще мало узнаваем в стране, его нельзя назвать  выдающимся оратором.

Но, тем не менее,  Мухаммад Мурси является выдвиженцем «Братьев-мусульман» — пока еще самой организованной, разветвленной и во многом закрытой социально-политической силы в египетском обществе.  Братья обладают сложноорганизованной иерархической структурой, в хитросплетениях которой не могли разобраться даже злейшие враги — спецслужбы Мубарака.

Поэтому,  несмотря на ошибочное прошлогоднее решение руководства «Братьев» не выдвигать своего кандидата в президенты, затем изменение своей точки зрения, провал с кандидатурой Аш-Шатера и отказ до конца защищать своего первоначального выдвиженца, тем не менее, по прежнему на «Братьев» и их точку зрения ориентируются до 70 процентов египтян, прежде всего, из сельской местности, бедных и обездоленных. Поэтому, если не будет совсем уж беспардонных фальсификаций, Мухаммад Мурси гарантированно выходит во второй тур президентских выборов, но вполне, возможно, способен победить и в первом. Последнее зависит от уровня мобилизации всего движения «Братьев-мусульман».

Умеренный исламист

Наконец, наиболее популярная сегодня (во всяком случае в медийном пространстве)  фигура умеренного исламиста Абдель Футтуха.  Кстати, как и Мухаммад Мурси, Футтух родился в 1951 году. Стал членом движения «Братьев-мусульман» в 70-е годы. Отсидел при прежних режимах около десяти лет в тюрьмах. Абдель Футтух — человек сам по себе харизматический и дальновидный.  Он одним из первых понял в январе 2011 года, что разворачивающиеся события – это не провокация спецслужб Мубарака, а начало революции. В значительной степени под его влиянием Бюро верховного наставника приняло решение принять активное участие в протестных демонстрациях, которые после этого приняли действительно масштабный характер.

Летом 2011 года он был исключен из рядов «Братьев-мусульман», поскольку предложил выдвинуть кандидата на пост президента из числа «Братьев».  Он развернул свою личную избирательную кампанию, приобрел популярность среди городской египетской молодежи, коптов, части секуляристов. Его поддержали некоторые умеренные исламисты, в частности, партия «Аль-Васат». Абдель Футтух неоднократно заявлял, что именно турецкая модель Эрдогана является для него примером для подражания.

Самое интересное заключается в том, что буквально на днях руководство радикальной салафитской партийной коалиции «Нур» выступило с заявлением в поддержку кандидатуры Абдель Футтуха. Хотя некоторые руководители «Братьев» заявили, что низовые ячейки салафитов скорее поддержат Мурси.

Почему руководители ортодоксальных исламистов поддержали именно того, кто позиционирует себя в качестве умеренного мусульманина?

Во-первых, можно предположить, что таким образом египетские салафиты хотят воспрепятствовать монополизации власти у «Братьев-мусульман».

Во-вторых, судя по всему, и Эр-Рияд категорически не хотел бы видеть в качестве нового египетского президента представителя «Братьев-мусульман».

В-третьих, и египетскому генералитету, и Саудовской Аравии необходимо не допустить во второй тур Мухаммада  Мурси. Такое поражение означало бы потенциальный раскол Движения и возможное начало его деградации.

Мой личный прогноз таков. Я считаю, что Мурси наберет от 40 до 50 процентов, Абдель Футтух – порядка от 20 до 25 процентов, от 15 до 20 процентов получит Амр Муса. Конечно, если не будет грубых нарушений.

Во втором туре, если он будет, большинство кандидатов объединятся против представителя «Братьев-мусульман». В итоге, мы получим и раскол египетского общества, и раскол исламского движения в АРЕ. Что, безусловно, будет на руку Западу и антиисламским силам.

Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях