Закрыть

Колонки

Эпоха мира и процветания в Малайзии

 

Я сам до обретения независимости даже и не мечтал, что в Малайзии может наступить стабильность, и что это изменит ее экономическую базу и приведет к процветанию. Я не мечтал об этом, потому что когда мы боролись против Малайского Союза, а затем за независимость, страна была бедной, и между малайцами и китайцами была сильная вражда.

Мы сейчас почти уже забыли о том, как после капитуляции Японии из джунглей вышли в основном китайские, боровшиеся с японцами партизаны, объявившие, что теперь они будут править страной. Происходили столкновения между малайцами и китайцами, и с каждой стороны были несколько убитых.

Антикитайские чувства среди малайцев накалялись. Отчасти их возражения против Малайского союза заключались в том, что британцы предложили дать гражданство в нем всем, включая китайцев.

Малайцы штата Кедах, помимо выращивания риса и прибрежного рыболовства, не имели источников дохода. Они были очень бедны.
Китайцы же открывали магазины даже в малайских деревнях, им принадлежали рисовые мельницы.

В то время в Кедахе царили безысходная бедность и расовые конфликты. Малайцы чувствовали угрозу, и их реакцией было объединиться и сформировать свою политическую партию — Объединенную малайскую национальную организацию (ОМНО). Она занималась исключительно борьбой против Малайского Союза и отстаиванием прав малайцев. У них не было абсолютно никакого желания сотрудничать с китайцами, особенно в достижении «мердека» — свободы и независимости.

Когда от идеи Малайского Союза решили отказаться, заменив его Малайской Федерацией (официально Persekutuan Tanah Melayu), британцы,  не  разобравшись в настроениях малайцев, убедили лидера ОМНО Датука Oнна  Джафара сделать ее открытой и для не-малайцев. Его предложение было отвергнуто, и он был вынужден покинуть ОМНО.

Короче говоря, принц Тунку Абдул Рахман, понимая, что нуждается в  поддержке китайцев, чтобы добиться независимости, предложил неожиданное решение.

ОМНО останется чисто малайской партией, но она будет сотрудничать  с состоящей исключительно из китайцев Малазийской китайской ассоциацией, чтобы развеять подозрения британцев, что независимость приведет к захвату китайской собственности малайцами.

Это сотрудничество было настолько удачным, что к нему решил присоединиться Малайский индийский конгресс. Таким образом был создан союз партий, основанных по национальному признаку,  получивший название Альянс. Вместе они добились независимости Малайи, и эта же концепция позволила присоединиться британским колониям Сабаху, Сараваку, и на некоторое время Сингапуру,  и создать независимую Малайзию.

Но враждебность малайцев по отношению к китайцам, и китайское недовольство условиями общественного договора не исчезли, так что в 1969 году начались межнациональные бунты. Иностранцы, а также многие малазийцы решили, что хрупкая коалиция потерпела неудачу. Однако (нынешний премьер-министр Малайзии) Тун Разак воскресил ее и даже создал еще более широкую коалицию – Барисан националь, или Национальный фронт.

Страх перед повторением национальных бунтов помог входящим в Национальный фронт партиям удержаться вместе. Так что с 1971 года и по сегодняшний день страна наслаждается миром и стабильностью под руководством правительств Барисан националь. В Малайзии произошел беспрецедентный рост,  и она стала промышленно развитой страной.

Правда, 2008 год был для Национального фронта не особенно благоприятным, но вовсе не потому, что идея подобной коалиции оказалась неудачной. Низкие показатели были обусловлены крайне плохим руководством.

Суть такого вида сотрудничества национальных партий заключается в готовности жертвовать чем-то каждой из сторон.  Ни одна партия не должна рассчитывать  получить 100% того, что считает принадлежащим ей по праву. Каждый должен от чего-то отказаться, чтобы получить гораздо больше благодаря росту и развитию.

Концепция такой коалиции оказалась столь успешной, что  оппозиция пытается ее скопировать. Их «Пакатан» («Народный альянс») тоже является своего рода свободной коалицией, в которой участвуют  все три оппозиционные партии: Пан-малазийская исламская партия, Партия демократического действия «Кеадилан» (Народная партия справедливости).

Есть и еще один момент, необходимый для успешного функционирования коалиции. Являясь союзом равных, она, тем не менее, нуждается в сильном ядре, которое может действовать как первый среди равных. Это ядро будет выступать в качестве третейского судьи, когда другие участники не могут договориться между собой. Конечно, оно всегда должно быть справедливым.

С другой стороны, ядро ​​не должно быть настолько сильным, чтобы оно могло действовать самостоятельно. Без поддержки остальных оно тоже не может существовать.

Очевидно, что все партии в коалиции Барисан националь зависят друг от друга. Однако если возникнет хотя бы  незначительное большинство, появится постоянная угроза выхода какой-либо из сторон, что приведет к падению правительства. Это ее ахиллесова пята. В остальном же коалиция в Малайзии действует успешно.

Чтобы страна развивалась, ей необходимо сильное правительство, которое способно обеспечить стабильность. Ни одна партия в Малайзии  такое правительство создать не может. И конечно, не может этого сделать «Пакатлан».

Народы Малайзии должны понять это, и выбирать свое правительство с умом. Нельзя позволять националистическим чувствам затмевать  прагматический здравый смысл.

Уже полвека Малайзия наслаждается миром и процветанием под управлением коалиции Барисан националь. И никто, положа руку на сердце, не может сказать, что это правление пошло ему не на пользу.

Махатхир Мохамад, премьер-министр Малайзии в 1981—2003 гг.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях