Поддержав этот призыв, Россия одновременно осудила «хунту», захватившую власть в республике, но не присоединилась к международным санкциям против нее.
Сегодня Республика Мали впервые за более полувека своей независимости оказалась на грани развала. Повстанцы-туареги объявили об «освобождении» всей малийской части Азавада, как они называют историческую область расселения своих соплеменников, охватывающую также части территорий Нигера, Алжира, Ливии и Буркина-Фасо. В то же время, как сообщает «Франс пресс», с началом этой недели начались столкновения между разными группировками самих повстанцев.
Международный бойкот
Новые военные власти в столице страны Бамако так и не выполнив ультиматум Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) о передаче своих полномочий гражданскому руководству в течение 72 часов (ультиматум истек в понедельник), заявляют о намерении достичь примирения с туарегами и провести в течение апреля свободные выборы. Ко всему прочему в республике активизировалась, по утверждению «Франс пресс», «Аль-Каида» исламского Магриба», боевики которой совершают нападения как на малийских военных, так и на отряды туарегского Национального движения за освобождение Азавада.
Ранее ЭКОВАС и Афросоюз приостановили членство Мали в этих организациях, а Всемирный банк и Африканский банк развития заморозили малийские активы. Евросоюз и США заявили о приостановке программ гуманитарной помощи республике (кроме экстренных случаев), которые были развернуты, в частности, для преодоления последствий беспрецедентных нашествий саранчи и опустошительных наводнений, вызванных разливом реки Нигер, в 2004 – 2007 годах. Кстати, гуманитарную помощь по этим направлениям оказывает Мали и Россия.
Осуждаем «хунту», но санкции не вводим
Однако позиция Россия в отношении событий в Мали отличается от действий Запада и стран Западной Африки. С одной стороны МИД РФ осудил «военную хунту», призвав «все малийские стороны к благоразумию, безотлагательному прекращению огня, недопущению разрастания военных действий». С другой – спецпредставитель президента РФ по Африке Михаил Маргелов, также осуждая военных, совершивших переворот, объявил в интервтью «Интерфаксу», что Москва не намерена на данном этапе вводить какие-либо ограничения на сотрудничество с Мали. А затем добавил: «Мы следим за развитием событий. Мы исходим из этого, что проблемы Африки должны решать африканцы сами».
Надо сказать, что Республика Мали, несмотря на сменявшиеся в ней политические режимы, с начала 1960-х годов стремилась поддерживать тесное сотрудничество с СССР/Россией, да и свергнутый 22 марта президент Амаду Тумани Туре, будучи выпускником Рязанского воздушно-десантного командного училища, считался давним другом нашей страны.
Российские компании, представленные в Мали, еще с советских времен активно занимаются золотодобычей и геологоразведкой на золото и другие драгметаллы. Здесь работают частные строительные и сельскохозяйственные компании из России. Достаточно сказать, что в Мали русский язык преподается в 45 образовательных учреждениях. Это одна из немногих африканских стран, где до сих пор действует Ассоциация преподавателей русского языка.
Не намерена отказываться от сотрудничества с новыми властями и международная золотодобывающая компания Rangold Resourses Ltd., (зарегистрированная в офшоре Джерси). Ее представители даже заявили, что успели запастись топливом, чтобы не обращаться ни к каким властям за помощью, а имеющаяся у компании служба охраны оградит ее от любых нападений.
Спасти древний Тимбукту
Во вторник глава Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) болгарка Ирина Бокова призвала военные власти Мали и поднявших вооруженное восстание туарегов сохранить архитектурные достопримечательности древнейшего в Черной Африке города Тимбукту.
«Тимбукту и три его великие мечети отражают «золотой век» в интеллектуальной и духовной сфере, который город переживал в 14-м веке. Эти мечети сыграли основополагающую роль при распространении ислама в Африке», — отмечает ЮНЕСКО.
Мэр Тимбукту Усман Халле во вторник подтвердил агентству Ассошиэйтед Пресс, что город полностью контролируется туарегами и боевиками из группировки «Ансар ад-Дин».
«Больше всего меня волнует оружие. Армия оставила свои базы, и кроме повстанцев их снаряжение мог захватить кто угодно. Сейчас по улицам города ходят 13- и 14-летние мальчишки с автоматами», — рассказал мэр Тимбукту корреспондентам «Ассошиэйтед пресс».
В такой ситуации начавшиеся столкновения между разными группами боевиков совсем не добавляют оптимизма.
В свою очередь, пресс-секретарь Национального движения за освобождение Азавада Хама Сид Хамед сообщил в интервью «Голосу России», что туарегам приходится воевать с центральными властями и одновременно отражать нападения «Аль-Каиды в исламском Магрибе».
«Давно известно, что главная цель движения «Аль-Каида в исламском Магрибе» — это террор, запугивание, похищение западных граждан, чтобы получать за них выкуп. Вот почему оно так активно в Сахеле», — подчеркнул туарегский пресс-секретарь. И добавил, что его соплеменники являются «бастионом борьбы с терроризмом».