Итак, судя по отчетам, в 2009-2010 год чистую прибыль по Российским стандартам бухгалтерских учетов (РСБУ) телеканал сумел зафиксировать только благодаря поддержке государства, при этом прибыль «Первого канала» в 2010 году сократилась на 45% по сравнению с предыдущим.
Для развлечения зрителей в 2010 году канал приобрел телепрограмм, документальных и художественных фильмов, телесериалов более чем на полмиллиарда рублей (причем львиная доля ушла на закупку «мыльных опер»). Но в итоге затраты телеканала превысили доходы почти на полтора миллиарда рублей.
То же самое было и в 2009 году – тогда канал потерял почти миллиард.
Однако «выйти» в чистую прибыль компании позволили «другие» (так они называются в отчетности) доходы — все это в первую очередь субсидии из федерального бюджета.
По мнению аналитика компании «Открытие Капитал» Александра Венграновича, это свидетельствует, что без поддержки из российского бюджета канал оказался бы в убытке, сообщает «Коммерсант».
При этом, как отметил аналитик, если бы «Первый» отчитывался по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а не по российским, то его показатель, демонстрирующий, насколько прибыльна деятельность компании, оказался бы отрицательным в любом случае.
Для сравнения: у холдинга «СТС Медиа» (это телеканалы СТС, «Домашний» и «Перец»), чьи акции торгуются на американском внебиржевом рынке NASDAQ, рентабельность в 2010 году равнялась 32,5%.
Однако, по мнению аналитика «Тройки Диалог» Анна Лепетухина, перед руководством «Первого канала» и не стоит задача по поддержанию рентабельности бизнеса, так как канал считается социально ориентированным и потому вкладывается в контент, который коммерческие каналы себе вообще не могут позволить.
Об этом же твердят и на самом «Первом», тут говорят, что вещание в малых населенных пунктах является социальной функцией канала и необходимо для сохранения единого информационного пространства, в то время как рекламодатели заинтересованы только в крупных городах.
Между тем, по данным исследовательской группы TNS Россия, «Первый канал» медленно, но верно теряет аудиторию. Так, в 2008 году доля аудитории старше 18 лет составляла — 21,8%, в 2009-м — 19,6%, в 2010-м — 18,4%.
Надо отметить, что всю отчетность «Первый» раскрыл после неоднократных предупреждений, предписаний, жалоб в Генпрокуратуру и штрафов со стороны ФСФР. Именно за «систематическое нераскрытие необходимой по закону информации» Федеральная служба по финансовым рынкам только в 2011 году штрафовала канал 5 раз на общую сумму 3,45 млн руб.
Как рассказал «Ведомостям» руководитель ФСФР Дмитрий Панкин, в службу поступало множество жалоб на телеканал из-за непубликации годовых отчетов, устава, списка аффилированных лиц.
«Я рад, что компания осознала свою ответственность, в том числе перед потенциальными инвесторами», — заявил Панкин.
Будет ли «Первый» и в будущем так же прилежно публиковать необходимую информацию, как надеются в ФСФР, или службе вновь придется добиваться от канала данных, пока неясно.