Закрыть

Общество

«Итальянец по происхождению, русский по жене»

 

О своем родном городе (итальянской деревушке Сан-Арканджело) он вспоминать не любил. «Я даже не люблю туда приезжать. Родной город остался жить в моей памяти в черно-белом цвете. Знаете, как черно-белое кино…», — говорил Тонино Гуэрра.

Зато с большей любовью всегда отзывался о России. Смеясь,  утверждал, что он «итальянец по происхождению, зато русский по жене», Элеоноре Яблочкиной.  С ней Гуэрра познакомился во время очередного визита в СССР в 1975 году. После этого они не расставались.

«Так началась моя самая длинная Одиссея по просторам России… – писал сценарист. – Я часто ощущаю себя русским и безумно рад тому».

И действительно постепенно Гуэрра прорастал корнями в российскую культуру –  выучил русский язык, окончил ВГИК и обрел массу друзей.

Выставки его работ периодически проходили в столичных музеях и галереях.

Он писал замечательные стихи, романы, сказки, притчи, живопись, фонтаны…

И все же самый весомый вклад Тонино Гуэрра внес в мировой кинематограф.

Его сценарии неоднократно получали награды Американской киноакадемии и Каннского кинофестиваля. А большинство фильмов, к которым они писались,  моментально становились шедеврами.

Гуэрра работал со многими выдающимися режиссерами (в числе которых были и российские кинематографисты). Так, именно он написал сценарий к известной картине Тарковского «Ностальгия». А режиссер Владимир Наумов снял по произведениям Гуэрры ленты  «Белый праздник» и «Часы без стрелок».

Однако ближайшим его другом и соратником был легендарный Федерико Феллини. Гуэрра написал сценарии почти ко всем его фильмам.

Все удивлялись, но дружба двух гениев длилась в течение полувека. Однажды  Тонини спросили, существуют ли ссоры между такими верными товарищами, на что он заметил:  «А то! Калитку моего сада Феллини отрывал раз пятнадцать, когда, уходя, пытался хлопнуть дверью!»

Знаменитый сад, о котором упоминал сценарист, расположен на его вилле в Пеннабилле. Здесь же он возвел скульптуры тех, кого не хотел забывать – Феллини и Джульетты Мазины (жены режиссера). А поблизости построил часовню имени Тарковского.

Творчество Тонино оказало влияние на создание целого поколения, его называли  «Человеком эпохи Возрождения», а Гуэрра лишь шутливо возмущался «А разве Леонардо умел играть на саксофоне? А вот я умею. А Микеланджело играл в футбол? А я был в сборной родного города. Ну, а Рафаэль знал песни венгерских евреев? Я же их выучил в концлагере».

Великий итальянец спокойно воспринял приход старости. Несмотря на преклонный возраст и неважное самочувствие,  он не переставал творить – сочинял пьесы для театра, писал картины, занимался садоводством, мозаикой, керамикой и даже делал мебель.

«Когда человек становится пожилым, в нем происходит нечто, что заставляет понять, что музыка дождя – это лучший концерт в жизни.  Что самый большой спектакль – это когда падает снег. И нет ничего прекраснее, чем выпить с друзьями чашку кофе», – рассуждал он.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях