О своем родном городе (итальянской деревушке Сан-Арканджело) он вспоминать не любил. «Я даже не люблю туда приезжать. Родной город остался жить в моей памяти в черно-белом цвете. Знаете, как черно-белое кино…», — говорил Тонино Гуэрра.
Зато с большей любовью всегда отзывался о России. Смеясь, утверждал, что он «итальянец по происхождению, зато русский по жене», Элеоноре Яблочкиной. С ней Гуэрра познакомился во время очередного визита в СССР в 1975 году. После этого они не расставались.
«Так началась моя самая длинная Одиссея по просторам России… – писал сценарист. – Я часто ощущаю себя русским и безумно рад тому».
И действительно постепенно Гуэрра прорастал корнями в российскую культуру – выучил русский язык, окончил ВГИК и обрел массу друзей.
Выставки его работ периодически проходили в столичных музеях и галереях.
Он писал замечательные стихи, романы, сказки, притчи, живопись, фонтаны…
И все же самый весомый вклад Тонино Гуэрра внес в мировой кинематограф.
Его сценарии неоднократно получали награды Американской киноакадемии и Каннского кинофестиваля. А большинство фильмов, к которым они писались, моментально становились шедеврами.
Гуэрра работал со многими выдающимися режиссерами (в числе которых были и российские кинематографисты). Так, именно он написал сценарий к известной картине Тарковского «Ностальгия». А режиссер Владимир Наумов снял по произведениям Гуэрры ленты «Белый праздник» и «Часы без стрелок».
Однако ближайшим его другом и соратником был легендарный Федерико Феллини. Гуэрра написал сценарии почти ко всем его фильмам.
Все удивлялись, но дружба двух гениев длилась в течение полувека. Однажды Тонини спросили, существуют ли ссоры между такими верными товарищами, на что он заметил: «А то! Калитку моего сада Феллини отрывал раз пятнадцать, когда, уходя, пытался хлопнуть дверью!»
Знаменитый сад, о котором упоминал сценарист, расположен на его вилле в Пеннабилле. Здесь же он возвел скульптуры тех, кого не хотел забывать – Феллини и Джульетты Мазины (жены режиссера). А поблизости построил часовню имени Тарковского.
Творчество Тонино оказало влияние на создание целого поколения, его называли «Человеком эпохи Возрождения», а Гуэрра лишь шутливо возмущался «А разве Леонардо умел играть на саксофоне? А вот я умею. А Микеланджело играл в футбол? А я был в сборной родного города. Ну, а Рафаэль знал песни венгерских евреев? Я же их выучил в концлагере».
Великий итальянец спокойно воспринял приход старости. Несмотря на преклонный возраст и неважное самочувствие, он не переставал творить – сочинял пьесы для театра, писал картины, занимался садоводством, мозаикой, керамикой и даже делал мебель.
«Когда человек становится пожилым, в нем происходит нечто, что заставляет понять, что музыка дождя – это лучший концерт в жизни. Что самый большой спектакль – это когда падает снег. И нет ничего прекраснее, чем выпить с друзьями чашку кофе», – рассуждал он.