В Боснии в 1990-х «исламские боевики» и «западные гуманисты» сражались на одной стороне. Из иностранных исламских бойцов состояли одни из лучших подразделений разношерстной боснийской армии. Как и западные левые в гражданской войне в Испании, они откликнулись на призыв о помощи осажденных товарищей в другой стране.
Бок о бок с миротворцами ООН, под прикрытием воздушных сил НАТО, поддерживаемые легионами правозащитников, иностранные бойцы, боснийская армия и их хорватские союзники сделали все возможное, чтобы сдержать сербов.
Результат в Боснии оказался неоднозначным, в значительной мере из-за нежелания Запада полностью задействовать свои силы в борьбе с этническим фашизмом. Этим нежеланием они резко отличались не только от представителей Запада более раннего поколения, отправившихся в Испанию, чтобы сражаться и водить машины скорой помощи, но и от мусульманских бойцов из далеких мест, отдавших свои жизни во имя свободной Боснии.
Точно такой же союз между воинственным западным гуманизмом и исламскими бойцами появился и в Ливии. Каддафи и его кровавый режим были их общим врагом.
Некоторые предпочитают видеть в таких неожиданных объединениях просто союз по расчету, в полной уверенности, что на самом деле у западных гуманистов и радикальных исламистов диаметрально противоположные цели.
При этом они игнорируют один из важнейших аспектов воинствующего ислама, тот самый, на который попытался обратить внимание Фейсал Девджи в своей провокационной и новаторской книге «Террорист в поисках человечности».
Многие мусульмане считают себя жертвами тех самых гуманитарных преступлений, которые так заботят западных защитников прав человека. Мусульмане страдают от диктатур с их тайной полицией и эскадронами смерти, становятся жертвами массовых убийств и внесудебных расправ, добиваются уважения и достоинства, и подвергаются преследованиям за свои убеждения.
Именно эти причины и породили всемирное движение за права человека.
В условиях угнетения и несправедливости мусульмане являются жертвами преступлений против человечности. Боевики это просто те, кто не хочет быть жертвой и берется за оружие. Многие из нас считают справедливой их борьбу против иностранной оккупации и кровавых диктаторов, хотя и не всегда согласны с применяемыми методами и конечными целями.
Неправдоподобный союз
Этот союз между воинствующими мусульманами и западными гуманистами, не столь уж неестественный, как может показаться на первый взгляд, мы вновь наблюдаем в Сирии. Пока западные державы вместе с Лигой арабских государств добиваются введения санкций и принятия резолюции ООН, мусульманские бойцы призывают к оружию.
Иорданские «Братья-мусульмане» объявили джихад против режима Асада, так же как и «Аль-Каида». Происходит новое «пробуждение Анбара» — иракцы переправляют оружие сирийским повстанцам. Недавние взрывы в Алеппо и Дамаске, возможно, были организованы иностранными боевиками.
Между тем, воинствующим западным гуманистам тоже хотелось бы объявить в Сирии джихад, как они сделали в Ливии. Все согласны с тем, что режим, готовый убивать свой собственный народ в таких количествах и сеять опасную межрелигиозную вражду ради собственного выживания, должен уйти. Будущее Сирии должно определяться основными общечеловеческими ценностями.
Некоторые аналитики видят в Сирии опасность региональной религиозной войны, которой с таким трудом удалось избежать в самые худшие годы в Ираке. Вполне возможно, что они правы. Западные лидеры и военные опасаются последствий нападения на еще одну мусульманскую страну, а их граждане устали от многих лет войны на фоне надломленной экономики.
Тем не менее, этот потенциальный альянс боевиков и гуманистов открывает возможности, которые истощенный Запад, ослепленный сознанием собственной правоты, не может разглядеть, а тем более понять. Это возможности глобального масштаба, осуществление которых по плечу только просвещенным и уверенным в себе государственным умам.
«Война с терроризмом» зашла в очень недешевый и постыдный тупик. Западу не удалось достичь своих целей в Ираке, и не удастся в Афганистане. Тем не менее, эта война совершенно опустошила ряды исламских бойцов по всему миру, и ежедневно демонстрирует способность продолжать в том же духе.
Усаме бин Ладену не удалось достичь своей цели – разжечь всемирное мусульманское восстание. Его обреченные на провал методы внушали ужас как мусульманам, так и Западу, а мечта о некой салафитской утопии восстанавливала мусульман друг против друга, не предлагая массам никаких привлекательных политических целей.
Сирия предоставляет возможность вновь обрести взаимопонимания между исламом и Западом, общей целью которых являются демократия, достоинство и уважение прав человека.
Запад должен протянуть руку движению «Братья-мусульмане» в Иордании и других странах, по тому принципу, что «враг моего врага — мой друг». По тому же принципу воинствующий ислам должен объединить усилия с западными гуманистами.
Такой неожиданный шаг со стороны Запада вызовет уважение и признательность мусульман всего мира, уменьшив приводящие к терроризму антизападные настроения. В то же время, это позволит воинствующему исламу изменить свои политические цели в соответствии с демократией и правами человека, пользующимися практически всеобщей поддержкой.
Именно за эти цели, в конце концов, борется сирийский народ.
Таким образом, исламские боевики могут в глазах всего мира из «террористов» превратиться в «борцов за свободу».
Для этого они должны вступить в борьбу как обычные повстанцы в Свободной сирийской армии. Таким образом они выразят свою приверженность делу, пользующемуся практически всеобщей поддержкой, и политическим целям, которые разделяют народы во всем мире.
Возможно, им даже удастся сподвигнуть некоторых западных гуманистов присоединиться к ним в Сирии в качестве иностранных добровольцев.