Назначение Хади президентом на двухлетний переходный период предусмотрено условиями достигнутого в прошлом ноябре соглашения о передаче власти.
Заключенное при посредничестве соседних стран Персидского залива соглашение гарантирует Салеху и его ближайшим помощникам иммунитет от судебного преследования, сохраняя за ним звание почетного президента.
Учился в СССР, но толку?
Жители йеменской столицы Саны считают своим религиозным долгом проголосовать за окончание правления Салеха, передает корреспондент «Аль-Джазиры»: «Для этих людей суть голосования не в том, чтобы выбрать единственного кандидата, а чтобы открыть Йемену дорогу вперед».
Хади — 66-летний чиновник салеховской администрации – занимает должность вице-президента с 1994 года. Он – профессиональный военный, изучал в Великобритании боевую тактику, а спустя несколько лет после южнойеменской антиколониальной революции 60-х годов, в 1976-м на четыре года отправился получать военное образование в СССР.
В начале 1980-х, будучи замом начальника генштаба Народно-Демократической Республики Йемен по снабжению, Хади даже возглавлял комитет, занимавшийся закупками оружия в СССР. Рассказывая об этом, арабские СМИ не обольщаются насчет возобновления сотрудничества с Россией. Сирийский кризис выявил весьма глубокие противоречия между арабскими революциями, направленными на слом старой государственности и внешней политикой Москвы, нацеленной на сохранение партнерских отношений с рядом режимов, дискредитировавших себя в глазах «арабской улицы». За исключением той же Сирии и Алжира, у России не осталось на Арабском Востоке когда-то сильных партнеров в самых разных сферах, включая военно-техническую.
После официального избрания Хади предстоит принять ряд важных решений, касающихся, во-первых, реструктуризации армии, а затем разработки новой конституции. И только после этого в Йемене пройдут первые действительно свободные и справедливые выборы.
Предвыборное насилие
Накануне выборов насилие вспыхнуло на юге страны, где сепаратисты стремятся отделиться от севера, с которым они воевали в гражданскую войну 1994 года, окончившуюся победой Северного Йемена и заключением формального политического союза. Власти предупреждали о высокой вероятности попыток сорвать голосование.
Взрыв потряс один из избирательных участков в городе Аден, на юге страны, в понедельник. В результате завязавшейся после взрыва перестрелки один солдат был убит и один ранен, сообщил агентству Рейтер чиновник местной администрации.
Против голосования выступает также протестная молодежь, которая вышла на улицы с требованием положить конец правлению Салеха, и рассматривать переходный план как пакт между элитами, которые они считают соучастниками преступлений прежнего режима, в том числе убийств демонстрантов в ходе народного восстания.
Один из сотрудников служб безопасности сообщил агентству «Франс пресс», что полиция провела «рейды и аресты вооруженных сторонников жесткой линии» из Южного движения, пытающихся «силой не допустить граждан до участия в выборах».
«Эти элементы пытаются создать атмосферу страха среди населения, распространяя слухи о том, что 21февраля [в день выборов] произойдут акты насилия», — сказал он.
Нападения на избирательные участки и комиссии в последние дни заметно участились. В ночь на воскресенье из гранатомета было обстреляно помещение избирательной комиссии в одном из районов Адена; к счастью, обошлось без жертв.
В тот же день трое солдат были ранены в результате столкновения с южными сепаратистами возле избирательного участка в южной провинции Лагич.
Кризисная ситуация
За время восстания против президента Салеха Йемен оказался на грани серьезного кризиса, и аналитики опасаются возможности гражданской войны, если политическая ситуация не разрешится.
«Если новое правительство не выполнит свои обязательства по ре-интеграции южан, северян и молодежи … тогда конфликт будет неизбежен», — заявил Reuters политолог Абдульгани аль-Ириани.
Аналитик из Саны Абдулла аль-Факих предупреждает, что самой большой проблемой для временного президента будет взять под контроль силы безопасности страны, которыми сейчас управляют сыновья и племянники Салеха.
«Люди беспокоятся о том, что власть могут взять военные и охранные учреждения», — поделился он опасениями.
«Они внимательно следят за тем, что произошло в Египте, и боятся, что военные будут управлять Хади, а не Хади – военными… Первая задача состоит в том, чтобы перестроить армию, или по крайней мере удалить лидеров, чтобы он мог реально осуществлять власть в стране».