Закрыть

Праздники и приметы

Ливия: праздник и пытки

 

Еще в четверг в  Триполи были приняты повышенные меры безопасности — тысячи людей заполнили площадь Мучеников и близлежащие улицы в центре, чтобы отпраздновать годовщину начала революции. А в Бенгази, ставшем «колыбелью восстания», прошло факельное шествие под лозунгом «Кровь мучеников была пролита не напрасно!». Один из факелов зажег сын Омара аль-Мухтара — национального героя, лидера ливийского сопротивления итальянскому колониализму в XX веке.

Сколько  казнили — не знает никто

Именно к этим праздничным мероприятиям приурочили свой новый доклад по Ливии правозащитники из «Международной амнистии». Речь в нем идет о массовых пытках, полной бесконтрольности полевых командиров, не подчиняющихся центральным властям, а также о военных преступлениях, связанных с  уничтожением на юге Ливии целых городов с неарабским населением, жители которых были обвинены в поддержке «кровавого режима Каддафи». Например, 30-тысячная Таверга, о печальной судьбе которой ранее сообщали «Врачи без границ».

Этот город был для армии Каддафи базой для атак на региональный центр повстанческого сопротивления – Мисрату. Как уже сообщал WordYou, после захвата повстанцами Тавергу просто разрушили, но части его населения удалось бежать, главным образом, на север страны. «Международная амнистия», в свою очередь, задалась вопросом, что случилось с остальными. Точное число казненных без суда и следствия не знает никто, также неизвестно, сколько человек было отправлено в переполненную тюрьму Мисраты. Правозащитники рассказывают о людях, которые собираются у стен этой тюрьмы, пытаясь хоть что-то узнать о своих родственниках. В качестве примера приводится сцена, когда к «просителям» вышел один из сотрудников местной «революционной милиции» и начал издеваться над ними, заявляя: «Те, из Таверги, никогда не выйдут на свободу, мы просто убьем их»…

«Наше положение еще хуже, чем при Каддафи»

Но если в случае с Тавергой речь шла о жертвах гражданской войны, то судьба представителей племени тобу, проживающих на юго-востоке Ливии , у границы с Чадом – история последних дней. Отряды, формально вроде бы  подконтрольные Переходному национальному совету вместе с разными племенными милициями, начиная с воскресенья обстреливали  поселки тобу из гранатометов и тяжелого вооружения.

«Их цель – полностью уничтожить наше племя —  цитируют мировые агентства одного из местных жителей, вырвавшихся из этого ада. Повод для обстрелов все тот же – былое «пособничество»  Каддафи, хотя известно, что в конце 1990-х годов многие представители этого народа подверглись репрессиям со стороны старого режима, так как критически высказывались о политической системе Джамахирии.

«Мы обратились в Национальный переходный совет (НПС) с просьбой помочь, однако власти никак не отреагировали на наш призыв, — говорит все тот же представитель тобу — Наше положение при нынешней власти еще хуже, чем при Каддафи».

Полная бесконтрольность?

Скоро уже месяц, как «Врачи без границ» приостановили работу в Ливии, не желая быть соучастниками преступлений против человечности – лечить заключенных между сеансами пыток. Под международным давлением ливийский минюст начал тогда расследование фактов конкретных преступлений.

И если поначалу глава этого ведомства Али Хамид Ашур упрекал медиков и правозащитников в «предвзятости» и «обобщениях», то последнее время он просто прекратил общение со СМИ по этой теме. Так что воз и ныне там. Минюст даже не дал точных цифр, сколько всего в Ливии заключенных, обвиняемых в «пособничестве» прежнему режиму. По данным правозащитников, речь идет примерно о 8,5 тыс. человек, содержащихся примерно в 60 тюрьмах, хотя ранее власти признавали наличие лишь 2400 узников. Конечно, это весьма приблизительные цифры.

Также не ясно, сколько человек умерло при пытках. Достоверно известно о 12 случаях, которые их истязатели не сумели скрыть, в том числе о замученном до смерти бывшем после Джамахирии во Франции Омаре Бребеше.. Кстати, учитывая, насколько информированным был этот человек, трудно назвать его смерть случайной. Известно ведь какую роль в ливийской драме сыграл Николя Саркози, а Бребеш, уехавший из Парижа в 2008 году, работая послом, захватил как раз то время, когда Саркози  еще «дружил» с  Каддафи.

Подготовленный семьей Бребеша предварительный отчет о результатах вскрытия, проведенного американскими врачами, свидетельствует, что дипломат умер от «множественных телесных повреждений и перелома ребер», также на его теле отмечено множество рубцов и порезов. Все это произошло примерно месяц назад.

«Вооруженные группировки бывших повстанцев в Ливии действуют бесконтрольно, их боевики пытают пленных сторонников павшего режима Каддафи, угрожая стабильности страны», — вот цитата из доклада «Международной амнистии», имеющего характерный заголовок – «Боевики ставят под угрозу надежды новой Ливии».

«Эти люди пользуются полной безнаказанностью, что толкает их на новые преступления, — рассказала на пресс-конференции представитель «Международной амнистии» Донателла Ровера. — Они создают постоянную обстановку нестабильности и отсутствия безопасности».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях