Не случайно именно накануне встречи в Брюсселе Европарламент призвал Москву пересмотреть итоги выборов 4 декабря и провести голосование заново, что прозвучало как четкий и недвусмысленный сигнал. И пусть ЕП – орган сугубо совещательный и может лишь что-то абстрактно рекомендовать, уязвимость российской позиции очевидна. Хотя президент Медведев и заявил, что для него все эти резолюции «ничего не значат», а «Европарламент должен заниматься европейскими делами». На пресс-конференции после саммита председатель совета (президент) ЕС Херман ван Ромпёй частично разделил позицию страсбургских депутатов: «Мы обеспокоены нарушениями и вопросами отсутствия справедливости, которые проявились во время российских выборов, согласно отчетам БДИПЧ/ОБСЕ».
Одностороннее движение
Как рассказал WordYou источник в российском постпредстве при Евросоюзе, «движение на «визовой улице между Москвой и Брюсселем всегда было односторонним: на отмене виз настаивала Москва, а в Брюсселе эта мера рассматривалось как некое поощрение или же разменная карта в определенной политической игре». Ведь на еврочиновников в этом вопросе никто не давит – европейский обыватель никогда не испытывал особого желания видеть у себя толпы российских гостей. Последние же, напротив, всегда жаловались на бюрократические препоны, возникающие в визовых отделах посольств европейских стран.
Когда на пресс-конференции один из российских журналистов спросил европейских дипломатов, сможет ли он в будущем году приехать в ЕС без визы, то, естественно, получил отрицательный ответ: ни в будущем году, ни, скорее всего, через год. Процесс-то только запущен (впрочем, слово «запущен», как известно, может иметь в русском языке совершенно противоположное значение). Вот и посол МИД РФ по особым поручениям Анвар Азимов заявил «Коммерсанту», что «в течение года мы могли бы обмениваться с нашими партнерами по ЕС информацией, с тем, чтобы как минимум через год приступить к непосредственной проработке текста соглашения о безвизовом режиме». Хотя президент Медведев, выступая в Брюсселе, однозначно объявил: «В короткой исторической перспективе мы рассчитываем выйти на полную отмену виз».
Не мы одни пытались
Здесь, наверное, стоит внимательнее присмотреться к опыту нашего ближайшего соседа – Украины, которая вроде бы еще при власти «оранжевых» вышла на прямой путь «европейской интеграции». Однако там тоже все очень не просто, и зависит от конкретной политической конъюнктуры во внутренней политике Украины. За несколько дней до брюссельского саммита тот же Европарламент выступил за безвизовый режим с Незалежной, но на определенных условиях. В числе последних — требование выпустить из тюрем представителей украинской оппозиции, преследуемых по уголовным статьям, в первую очередь экс-премьера Юлию Тимошенко и бывшего главу МВД Юрия Луценко. И это при том, что Украина еще в 2005 году в одностороннем порядке отменила визы для граждан стран Евросоюза. Последняя мера, как сказал WordYou директор Киевского центра политических исследований Михаил Погребинский, «лишь способствовала в какой-то момент росту числа туристов с Запада, не более того». «Такой же, как у вас, пошаговый план мы уже проходили, и в общем, находимся в схожей ситуации: Евросоюз пока не стремится открывать двери для украинцев».
Но в любом случае нам Киев не опередить, поскольку государства Евросоюза сначала хотят изменить визовый режим для стран Восточного партнерства (куда входит ряд бывших советских республик, включая Украину), и лишь потом заняться решением проблемы с Россией. Хотя, как говорится, возможны варианты. Как рассказало недавно киевское издание «Зеркало недели», со ссылкой на украинские дипломатические источники, главы МИД Германии и Польши предлагали Кремлю помощь в решении визового вопроса – в обмен на уступки Москвы в решении проблемы непризнанного Приднестровья. По мнению украинских экспертов, в Берлине и Варшаве, знают, где и на что нажимать на переговорах с российской стороной: «Как ни сказочно выглядят посылы Евросоюза о возможной отмене визового режима с Россией (сделай только Москва добрый жест в адрес Запада), для уха российского обывателя они звучат крайне приятно»
До границы четыре шага…
Что касается непосредственно итогового документа вчерашней встречи, то Брюссель и Москва разбили свои «совместные шаги» на четыре блока. В первом блоке под названием «Защищенность документов, включая биометрию» четко зафиксирована необходимость введения биометрических паспортов. Второй — «Незаконная миграция, включая реадмиссию» — предписывает совместную борьбу с незаконной миграцией и связанными с ней преступлениями.
В раздел «Общественный порядок, безопасность и правовое сотрудничество» вписали меры по борьбе с транснациональной преступностью, терроризмом и коррупцией. А в заключительном блоке «совместных шагов» под названием «Внешние связи» обратили внимание на обычных людей — граждан РФ и стран ЕС. Свобода передвижения на равных основаниях, борьба с преступлениями на почве ненависти, отказ от любых форм дискриминации — этот гуманитарный пакет действительно выглядит очень привлекательно.