После нашумевшего случая с Варварой Карауловой телефон службы доверия ФСБ начали буквально осаждать десятки обеспокоенных родителей с одним-единственным вопросом на устах: «А не является ли мое дитя членом ИГИЛ?» Систематические бегства студенток-отличниц за поиском любви в «Исламское государство», а также звонки взволнованных родственников вынудили Общественную палату пообещать, что в скором времени появится «горячая линия» против ИГИЛ. Кроме того, для родителей планируют выпустить специальную памятку, как противостоять вербовке террористами.
«Горячая линия»: главное, вовремя заметить
Как заявили в психологической службе, за последний месяц они получили два звонка от родственников, обеспокоенных «Исламским государством». Первой позвонила бабушка, которая посчитала, что ее внук стал замкнутым, и обеспокоилась, не является ли это результатом воздействия террористов. Второй звонок был от матери, услышавшей, что подруги с ее дочерью обсуждают ИГИЛ. В обоих случаях тревога оказалась ложной, но то, что сотрудники психологической службы не могли перечислить структуры, занимающиеся противодействием вербовке подростков исламистами (ибо таковых учреждений просто нет), – факт весьма печальный.
Частично эту проблему решит «горячая линия». 14 июля по ней обещают провести слушания, пригласив на встречу экспертов из различных областей. Однако эффективной структуры, куда бы могли обратиться родители за поддержкой, все равно не существует. Ведь для обращения в ФСБ должны быть основания посерьезней, нежели «мой ребенок слишком замкнут». А отдел по делам несовершеннолетних, хоть и имеет достаточный опыт в общении с трудными подростками, вряд ли может противостоять угрозам современной действительности.
Обращение к психологу, по-видимому, – наиболее удачный выход. Конечно, бесчисленные публикации о деятельности этих террористов вызывают страхи, в основном необоснованные. Но лучше заподозрить – пусть и несправедливо – своего ребенка сейчас, чем затем ехать в Турцию или Сирию и там пытаться найти свое завербованное чадо. Примерно такие мысли выражает мать Саида Мажаева, которому удалось невероятное – бежать от боевиков. Ныне женщина вспоминает те или иные знаки, свидетельствовавшие, что ее сын потихоньку пропитывается ядом радикализма. Но тогда она решила не придавать значения увиденному.