Праздники и приметы
«Медленный убийца» на улицах Санкт-Петербурга: чем опасен песок и причем здесь борьба с гололедом
Дышать было совершенно нечем. Более 11 тысяч человек подписались под адресованной губернатору Георгию Полтавченко петицией с просьбой принять все меры к прекращению бедствия. Горожане засыпали редакции крупнейших СМИ жалобами на пыльные бури (или пылевые поземки, как их правильней было бы называть).
Чем мы дышим?
По данным комитета по природопользованию, который провел анализ состава пыли, окутавшей город, она состоит из минеральных компонентов (это песок, используемый зимой на дорогах, частицы облицовки фасадов, отходы строительных работ, а также пыль из естественных источников) и органических (преимущественно сажа). И, кроме всего прочего, бензопирена и соединений тяжелых металлов — железа, меди, цинка и др.
Причем именно песок, оставшийся после борьбы с гололедом, составляет значительную долю витающей в воздухе удушающей взвеси. Этой зимой коммунальщики вместе с 88 000 тонн соли высыпали на улицы города 59 000 тонн песко-соляной смеси, в которой соли от силы 15%. То есть за зиму на улицы города высыпали почти 50 тысяч тонн песка!
Под ногами и колесами песок измельчается в тонкую пыль, на которую за 4-5 месяцев зимы налипает все многообразие химической палитры города: бензин, мазут и масла, выхлопы автомобилей, грибные споры, экскременты животных и птиц… Меньше половины этой пыли устраняется с талым снегом и стараниями коммунальных служб, остальное годами накапливается в наших легких!
Песок — медленный убийца…
Крупные частицы удаляются из организма чиханием и кашлем, а также с секрецией слизистой носа, солидная часть проглатывается. Куда опаснее — частицы диаметром меньше 10 микрон, которые проникают в нижние дыхательные пути — бронхи, бронхиолы и альвеолы.
Онкологические и кардиологические заболевания, аллергии и коньюктивиты — вот далеко не полный список проблем со здоровьем, которые приносят горожанам последствия борьбы с гололедом «по старинке». Особенно страдают пожилые люди с заболеваниями легких и сердца, а также дети, которые из-за малого роста получают особенно ударные дозы пыли.
По данным Всемирной Ассоциации Здравоохранения, в 2010 году из-за качества атмосферного воздуха на планете погибло 3.1 миллиона человек. А при увеличении концентрации частиц пыли менее 10 микрон на 10 мкг/м3 суточная смертность увеличивается на 0.2-0.6%. К слову, в Санкт-Петербурге допускается вдвое более высокий среднегодовой уровень таких частиц, чем рекомендует ВОЗ.
Выход есть?
Безусловно. И его уже нашли за границей — заменив пескосоль реагентами, которые полностью растворяются в воде, распадаясь на безвредные компоненты. Причем, некоторые из них даже импортируют из России: например, в Норвегию уже не первый год поставляется «Бионорд» от Уральского завода противогололедных материалов.
Коммунальщики Петербурга Бионордом тоже пользуются, но закупается он пока что в непропорционально малых количествах. В числе причин называют экономию средств. Реагент и вправду дороже пескосоли, но и требуется его в разы меньше. Не говоря уж о расходах на уборку песка и пыли с улиц.
Начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог комитета по благоустройству Вадим Мизюкин пообещал читателям «Фонтанки. ру», что уже в конце марта начнется месячник по благоустройству, и «к майским праздникам город будет чистеньким». Но как же быть с тем, что уже нанесло свой вред и неужели «пыльный март» может повториться?
Может, пора уже работать с причинами, а не со следствиями, прощаться с прошлым и заботиться об экологии, а не об экономии (которая к тому же оборачивается лишними растратами)?