Беда лишь в том, что пропаганда, подкрепленная безответственными действиями России, в этой ситуации может открыть дорогу в реальность любой случайности – в том числе, и страшной.
Отвечая на вопрос, может ли в Европе снова начаться полномасштабная война, озабоченный судьбой мира Горбачев заявил: «Об этом нельзя даже думать. Такая война неизбежно переросла бы в атомную войну». Причиной такого гипотетического конфликта экс-президент СССР назвал «кризис доверия» между Западом и Россией, вызванную, по мнению Горбачева, расширением НАТО на Восток и чрезмерным вмешательством Запада в украино-российский конфликт.
При этом он скромно умолчал, что Россия фактически вышла из договора о ракетах средней и малой дальности, который был одним из ключевых этапов завершения » холодной войны», начала модернизацию стратегических наступательных ядерных сил, восстановила «ядерные поезда» – ровно как и вояжи стратегических подводных ракетоносцев до американских берегов, а также возобновила регулярные провокационные полеты самолетов, способных нести ядерное оружие. Об этом Михаил Сергеевич, понятное дело, промолчал. Очевидно, эти действия направлены исключительно на поддержание международной безопасности.
Наконец, разбираться с правдивостью заявлений Горбачева в последнее время тоже не слишком интересно. Штука в другом. Если до сих пор подобные «апокалиптические заявления» были любимым жанром путинских телеклоунів, которые угрожали миру «радиоактивным пеплом», то сейчас об этом сказала особа, которая в свое время была действительно влиятельным политиком.
Однако пропаганда – пропагандой, но подобные заявления Россия сопровождает и откровенно провокационными действиями, частота и интенсивность которых вполне сопоставима с временами предыдущей холодной войны.
Понятно, что все это нужно в качестве реквизита для международно-политической позиции России, которая не очень удачно пытается убедить мир, что неучет ее интересов угрожает миру и безопасности на планете.
Эта пропаганда, сопровождаемая угрожающими полетами и заплывами, полезная и во внутриполитическом плане. Она убеждает население, что наличие ядерного арсенала автоматически делает из России «сверхдержавы» – независимо от наличия у населения пищи, медицинских услуг, адекватного правительства или других глупостей. Прием, хорошо испытанный в СССР. Который, тем не менее, не помог сохранить целостность «нерушимого союза».
Хотя в чем-экс-генсек безусловно прав. При том уровне деградации человеческих ресурсов, который мы видим в России, игра заіржавілими и напівосліпленими от потери космической компоненты «ядерными мускулами» может иметь непредсказуемые последствия. Когда снегоуборочная машина с легкостью превращается в средство ПВО, реальный ядерный конфликт вследствие ошибки, невнимательности или некомпетентности российских военнослужащих – перспектива вполне реальная. И если Кремль продолжит «пропагандистскую эскалацию» – что он явно собирается делать, разыгрывая последнюю, ядерную карту, вероятность «случайного апокалипсиса» только возрастет. Возможно, в этом контексте здравомыслящим российским военным (если такие, конечно, еще сохранились) стоит подумать, как остановить одного-единственного политика, который явно заигрался.