Ставший пять месяцев назад руководителем «Имарата Кавказ» Али Абу-Мухаммад Кебеков, в отличие от своего предшественника Докки Умарова, регулярно выкладывает в интернете не только свои обращения, но и часовые программы, где отвечает на вопросы, волнующие не только «зрителей» из подполья. Как человек, имеющий серьезное исламское образование, он в первую очередь обосновывает свои решения с точки зрения ислама, а не с позиции полевого командира, перед которым стоит задача уничтожить врага любой ценой. Докка Умаров прислушивался к мнению ученых, но окончательное решение принимал чаще руководствуясь военной необходимостью. А подобные решения, объявляемые Умаровым (моратории на теракты), были исключительно политическими, и имели к исламу весьма отдаленное отношение.
Плен лучше бессмысленной смерти
Али Абу-Мухаммад Кебеков объявил следующие изменения в тактике и стратегии северокавказского подполья.
1. Запретил женщинам совершать самоподрывы.
2. Запретил взрывать на территории России любые общественные места, где будут находиться женщины, дети, старики.
3. Приказал женщинам, находящимся в окружении, сдаваться военным, ибо не слышал случаев издевательств со стороны военных над женами боевиков после их выхода из блокированного дома.
4. Призвал боевиков, находящихся в окружении и не владеющих секретной информацией, сдаваться властям и не жертвовать собой. Амир надеется, что в дальнейшем они будут освобождены в результате действий боевиков «Имарата Кавказ».
Каждое из этих решений Кебеков объяснил не только с точки зрения ислама, но и с практической точки зрения. Касательно боевиков, не обладающих секретной информацией — нет смысла в их смерти, тем более, что зачастую они гибнут, не нанося врагу никакого урона. Силовики уничтожают их с безопасного расстояния и под прикрытием бронетехники. А самоподрыв девушек, по его мнению, просто оскорбителен для мужчин-мусульман; он заявил, что ему ничего не известно о такого рода акциях в Афганистане или Сирии. Али Абу-Мухаммад Кебеков считает, что нет смысла совершать подобные теракты смертникам-мужчинам, тем более если они влекут за собой жертвы среди женщин и детей, чья жизнь по исламу неприкосновенна.
Конечно, не стоит думать, что новый глава «Имарата Кавказ» решил свести активность террористического подполья к нулю. Напротив, он считает, что врагу необходимо наносить максимальный урон, но делать это нужно, стараясь уберечь жизни своих бойцов и исключая возможность гибели гражданских лиц. Так, вместо акции самоподрыва он предлагает просто оставлять мины с часовым или дистанционным механизмом на объектах атаки и взрывать их с безопасного расстояния, тем более технически это вполне осуществимо. Ну и самое удивительное: Кебеков попросил прощения — нет, не у родственников погибших женщин и детей, а у Всевышнего — за раннее совершенные подрывы, где погибли женщины и дети. Поступок для лидера подполья весьма неординарный.
«Умеренная» опасность
Чего добивается новый руководитель ИК, сейчас трудно понять. Возможно, это просто имиджевый ход, который должен привлечь на сторону «человечного» подполья, возглавляемого «умеренным» лидером, больше сторонников. Действительно, многие из тех, кто искренне симпатизирует боевикам, не могут понять, зачем эти напрасные жертвы в блокированных домах и какой толк от терактов в метро и аэропротах, и, следовательно, не спешат пополнить ряды подполья. Поэтому новый лидер боевиков может оказаться гораздо более опасным противником, чем его предшественники, и, мобилизовав новых рекрутов, серьезно осложнит ситуацию на Северном Кавказе. А вот этого в данный момент Кремль допустить не может.