Расстрел царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был проведен впопыхах: никто не был готов к тому, что в подвале дома в Екатеринбурге втихаря будет убит сам император Николай II, его семья и приближенные. Несмотря на обилие документов, оставшихся после той большевистской операции, осталось немало белых пятен, связанных с историей расстрела царской семьей.
Благодаря современникам, оставившим личные воспоминания об этом страшнейшем событии века, можно нарисовать себе картину происходившего в Ипатьевском доме. Можно, но сложно. Яков Юровский, один из центральных персонажей расстрельной команды, озвучивал происходящее — об этом писал Михаил Медведев (Кудрин), еще один участник расстрела:
«Юровский хочет ему [царю] что-то ответить, но я уже спускаю курок моего «браунинга» и всаживаю первую пулю в царя. Одновременно с моим вторым выстрелом раздается первый залп латышей и моих товарищей справа и слева. Юровский и Ермаков также стреляют в грудь Николая II почти в ухо. На моем пятом выстреле Николай II валится снопом на спину».
Расстрел семьи Романовых по версии Юровского
Яков Юровский, который взял на себя роль руководителя расстрела царского семейства, действовал сообразно большевистской программе. Она была простая: убивая самодержца, в обязательном порядке нужно физически извести всю его семью. В противном случае уцелевшие дети вырастают, вокруг них начинает формироваться монархически настроенные элементы, и вот — уже готовится реставрация монархии.
Во избежание подобного поворота Юровский решил действовать до конца. Вот как он описывает расстрельную ночь.
«Я предложил всем встать. Все встали, заняв всю стену и одну из боковых стен. Комната была очень маленькая. Николай стоял спиной ко мне. Я объявил, что Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов Урала постановил их расстрелять. Николай повернулся и спросил. Я повторил приказ и скомандовал: «Стрелять».
Первый выстрелил я и наповал убил Николая. Пальба длилась очень долго и, несмотря на мои надежды, что деревянная стена не даст рикошета, пули от нее отскакивали. Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер. Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие еще живы».
Среди живых оказался личный врач Романовых, остававшийся с ними до конца — доктора Боткина добил револьверным выстрелом Яков Юровский. Дети Николая Алексей, Татьяна, Анастасия и Ольга тоже были живы, и решено было добить их штыком, но у Ермакова не получалось. Оказалось, на царевнах были бриллиантовые корсеты, и барышень пришлось добивать по очереди из револьвера.
Судьба останков царской семьи
Судьба Романовых оказалась страшной, ведь их расстреляли даже без суда.
«Суда как такового не состоялось, и, по существу, расстрел Романовых был произведён по решению Уральского исполнительного комитета Уральского областного Совета», — вспоминал Григорий Никулин, участник расстрела в Ипатьевском доме.
В 1991 году останки Романовых нашли под Екатеринбургом, но лишь в 2018 году были завершены комплексные молекулярно-генетические экспертизы. Результаты подтвердили принадлежность останков, найденных в районе Поросенкова лога под Екатеринбургом, членам царской семьи и их окружению. Кроме того, специалисты установили родство императора Александра III, останки которого эксгумировали, и расстрелянного, идентифицированного как Николай II.
Несмотря на сложные экспертизы, РПЦ не признала их подлинными из-за нехватки доказательств. Тем не менее, Николая II и членов его семьи церковь причислила к лику святых. После вскрытия захоронения под Екатеринбургом останки перевезли в усыпальницу Петропавловского собора Санкт-Петербурга.