Стиль и красота
Убийственная мода: как трендовое платье убило жену Наполеона
Мода и практичность совпали совсем недавно: лишь в прошлом веке дизайнеры начали конструировать одежду «с человеческим лицом», и первопроходцем тут стала Коко Шанель. Она храбро выступила в защиту женщин, отменив все эти пыточные наряды. До Шанель мода была удивительно жестокой: неудобной в ношении, непрактичной в уходе, зато вычурной и оригинальной до смерти. Одно такое трендовое платье в XIX веке привело к смерти Жозефины Богарнэ — супруги императора Наполеона.
Мода всегда была отдушиной для богатых бездельников, вряд ли какой-то бедняк задумывался о фасоне штанов или ширине шляпных полей. И люди высшего света буквально из кожи вон лезли, чтобы выглядеть по последней моде. И хорошо, если очередной фасон был просто конфузен, но ведь неразумная мода еще и вредила здоровью.
Мода — тихий убийца прошлого
Начиная со Средневековья, в обиходе модниц появились корсеты. Ради тонкой талии, которую обеспечивал корсет, безжалостно истреблялось поголовье кита. Именно китовый ус обеспечивал ту самую осиную талию, однако попутно мог удушить модницу. Частые обмороки и проблемы с работой легких, постепенная деформация внутренних органов от постоянного сжатия, а также выкидыши — вот отличительные черты поколения корсетов.
С годами платья дам становились все пышнее: чем шире кринолин, тем круче эффект. Доходило до того, что дама не могла пройти в стандартный дверной проем даже во дворце. Приходилось протискиваться. Но не это было опасно — кринолины непроизвольно возгорались, ведь они были модны во времена, когда за освещение отвечали свечи. Громоздким платьем легко было задеть свечу, кринолин легко воспламенялся, и девушка попадала в огненную ловушку. Потушить горящий шелк (основная ткань богатых платьев) самостоятельно невозможно, но слуги были всегда начеку.
Химические отравления по первому требованию моды
Мода убивала не только нарядами, но и косметикой. Свинцовые и цинковые белила были единственным способом добиться столь актуальной в XVIII-XIX вв. бледности. Она считалась признаком аристократичности и высоко ценилась в свете. Изо дня в день пудря лица, шею, руки и спину свинцовой пылью, женщины и мужчины укорачивали себе жизнь.
Еще один аспект убийственной моды прошлого — ядовитая краска, при помощи которой придавали тканям нужный цвет. Например, в эпоху королевы Виктории в Англии палитра нарядов была небогатой: синий, черный, серый, красный, парча. Поэтому зеленый цвет стал писком моды, в него нарядились все. Ткань изумрудных оттенков — это результат участия смертельного яда мышьяка. Не потеть для человека в принципе невозможно, а потеть в модном зеленом наряде было смертельно опасно. Мышьяк поневоле контактировал с кожей, постепенно вызывая отравление. Обмороки, выкидыши, кожные болезни — малая толика побочек от ядовитых, но таких модных туалетов!
Жена Наполеона умерла из-за модного платья
Жозефина Богарнэ прожила недолго, но как истая француженка любила моду безмерно и руководствовалась народной пословицей: «Чтобы быть красивой, нужно родиться красивой. А чтобы казаться красивой, надо страдать». В свое время Жозефина была выразительницей вкусов и иконой стиля. И когда муж Жозефины — император Франции Наполеон Бонапарт — пригласил в Париж российского царя Александра I, нужно было гостя развлечь.
Мода того времени развивалась под влиянием самой Жозефины, а императрица ввела в обиход платья на высокой талии, сшитые из тончайшего муслина и других невесомых тканей: линобатист, тюль, вуаль, легкий шелк, а также вязаные аксессуары, изготовленные из полупрозрачных материалов.
Визит российского государя случился зимой, а так как Жозефина повела гостя прогуляться по живописному саду замка Мальмезон, то ее легкое одеяние сыграло злую шутку. Вскоре жена Наполеона скончалась от двусторонней пневмонии, подхваченной во время прогулки с императором Александром I.