Один из самых парадоксальных мифов о Древней Греции — это когда истории вещают о демократии, которая была создана именно в Афинах. Эта форма правления и вправду имела место в столице Греции на протяжении почти двухсот лет (500-321 год до нашей эры), и потому внесена во все западные учебники политологии. Что же афиняне подразумевали под демократией? Власть народа. И трактовали ее по-эллински неординарно.
Т.н. афинская демократия имеет мало общего с современной, это раз. До нашей эры эта система никак не была представительной (где право граждан на принятие политических решений реализуется через избранных ими посланцев), а прямой. Это означало, что все граждане были обязаны регулярно участвовать в работе Народного собрания — высшего органа власти.
Граждане Афин — особое сословие. Это не все горожане, как мы привыкли думать сегодня, так что Афины были очень далеки от идеала участия в политике всего «народа». Рабы, чужестранцы и женщины, составлявшие минимум две трети афинян, не имели прав граждан — так что никакой роли в управлении государством у них быть не могло. А их было куда больше, чем граждан!
И надо отметить, что женщинам в те века политика была неинтересна в принципе: среднестатистическая замужняя гречанка сидела на своей женской половине дома практически безвылазно. И на рынок за продуктами даже не ходила — не полагалось ей. Если и случались выходы в люди, то это был ближайший храм на большой религиозный праздник, а их в году было всего пару штук.
Афинская демократия — не более чем устойчивое выражение
Афинская демократия не пронизывала все слои общества, так что вряд ли могла претендовать на какое-либо важное значение в строении политической картины мира. Учитывая забитое положение женщин в Афинах (а это как-никак почти половина населения!), сложно понять местных драматургов. Ведь они выковали мощные характерные образы вроде Электры, Антигоны или Медеи — для теапостановок. А вот в реальности тогдашние дамы были лишены права ходить в театр. Служить в нем актрисами и подавно — такая «демократия» не к многому обязывает.
Современные историки потрудились прикинуть численность рабов в Афинах той эпохи: из было втрое больше, чем свободных. Вдобавок, устраненными от политического процесса часто оказывались и неимущие граждане: они не могли позволить себе убить целый день на дебаты в парламенте (хотя бывали времена, когда гражданам Афин за это платили).
Удивительно, но слово «демократия» почему-то прижилось спустя многие века. По сути, оно получило новое наполнение, но это произошло уже в конце XVIII века, когда во Франции возникла идея представительной демократии (народ отправляет свою власть через посланцев-депутатов заксобрания).